Давление на ось

Асфальт «тает», как масло
Асфальт «тает», как масло

Две недели жары наделали беды на дорогах. Замечали, как к полудню дорожное покрытие становится настолько мягким, что тяжелые автобусы и троллейбусы постепенно продавливают в асфальте колеи? Так «захолмились» многие центральные магистрали Минска. Проделки лета довершат дождливая осень и морозная зима — и готовь, страна, деньги на ремонт!

— Летом в Минске асфальт нагревается до 54 — 56 градусов, а в последние дни — еще и больше, — рассказывает заместитель директора РУП «Белдорцентр» филиал «Институт дорожных исследований» Виктор Шумчик. — Но укладывали–то его по старым нормативам. Вот и не выдерживают дороги температурной перегрузки. 50 градусов для них — максимум. Если за пределами города проблему можно частично решить — ввести ограничение на проезд тяжелых автомобилей с утра до вечера, то в Минске этого сделать невозможно. Поэтому в мегаполисе должны применяться новые дорожные покрытия, которые выдерживают большие температуры.

Кстати, разрушаются городские магистрали не только в жару. Представьте: в Минске 10 — 15 основных транспортных артерий. Ежедневно по ним проезжают миллионы машин, среди которых большое количество автобусов и троллейбусов. Общественный транспорт раз за разом проверяет дорогу на прочность. Вот асфальт и не выдерживает. По мнению специалистов, если не принять срочных мер, разрушения на магистралях будут накапливаться в геометрической прогрессии.

— Ведь существующие нормативы по прочности дорожного покрытия (разработанные еще в 1985 году) рассчитаны на осевую нагрузку 10 тонн. Но, к примеру, автобус МАЗ–125 имеет нагрузку на заднюю ось 11,5 тонны, троллейбус 321–й модели — 12,5 тонны, — рассказывает начальник технического отдела УП «Горремавтодор Мингорисполкома» Сергей Райко. — Еще одна проблема городских дорог и улиц — движение общественного транспорта по выделенной крайней правой полосе, след в след. От чего асфальт истирается раньше нормативного срока.

Все эти неприятности можно свести к минимуму, заменив состав асфальтобетона на более современный, прочный и долговечный, полагает Сергей Райко. «Горремавтодор» уже обратился к специалистам БНТУ и Института дорожных исследований с просьбой разработать рекомендации по улучшенному составу асфальта для покрытий минских улиц. Но чтобы внедрить эти нормативы, понадобятся значительные капиталовложения на долгие научно–исследовательские работы. Плюс воплощение их в жизнь.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter