Давайте жить своим умом

Радует, что государство стало защищать нас от бизнесменов–мошенников. Возбуждены уголовные дела в отношении торговцев дорогостоящими водяными фильтрами и электриков, навязчиво оказывавших копеечные услуги за сумасшедшие деньги. В этом есть и наша, работников Белорусского общества защиты потребителей, немалая заслуга.


Но забот у нас с каждым днем прибавляется, теперь приходится не только защищать покупателей, но и обучать их: выбирайте исключительно качественные товары, покупайте только то, что вам нужно, заранее планируйте все приобретения, не заражайтесь игровой зависимостью, участвуя во всех магазинных лотереях.

Ведь и производители, и торговля придумывают все новые маркетинговые ходы, существенно бьющие по нашему бюджету, — лотереи, акции. Иногда чисто символические скидки предоставляются лишь тем, кто набирает товаров на крупные суммы. Где ж при этом хватит денег до следующей зарплаты или пенсии?

Конечно, торговле не запретишь привлекать клиентов даже такими сомнительными способами. Но прежде чем поддаться соблазну, нужно трижды подумать, все взвесить. Помните: хотя навязывание товара наказуемо, не всегда можно, спохватившись, доказать нарушение и потребовать назад свои деньги. И еще немаловажный момент: маркетологов всем этим приемам обучили, чтобы они стали успешными, легко достигали своих целей, и противопоставить им мы можем только собственную финансовую грамотность.

Но некоторые упорно скупают неликвиды в надежде выиграть автомобиль или путешествие, хоть, будем говорить прямо, шансы минимальны. Насмотревшись убедительной рекламы, покупают стиральные порошки и продукты в крупной фасовке якобы по сниженным ценам, а ведь мелкая тара всегда выгоднее: закончится порошок или гель — купил еще немного со следующей зарплаты вместо того, чтобы годами хранить свои сбережения не на банковском счете, а в портящихся, занимающих много места запасах. О том, что деньги должны быть в обороте, вроде знает каждый. Тем не менее достаточно часто семейные капиталы зависают без движения в домашних складских запасах.

Белорусское общество защиты потребителей в третий раз переиздает книгу, по которой учащиеся 8 — 10–х классов постигают основы финансовой грамотности. Учатся правильно делать покупки, читать штрих–коды и этикетки, распознавать вредные добавки. Очень хотелось бы, чтобы ребята передавали полученные знания мамам и папам, а главное, наивным и доверчивым дедушкам и бабушкам, обмануть которых проще простого.

Василий ЧЕРНЫЙ, председатель Могилевской городской организации защиты потребителей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter