Как развивается клининговая сфера и выгодно ли открывать в ней бизнес?

Давайте всё начистоту

Без чистоты и порядка в современности непросто. Они стали обязательным элементом сервиса. Клинеры — уборщики в устаревшем варианте — незаметны обывателям, но всегда где-то рядом. Кажется, еще вчера сидел в кафе и глядел на прохожих через грязное окно, а сегодня оно уже без проблем пропускает солнечный свет. Клинеров можно сравнить с феями, но со шваброй и тряпочкой вместо волшебной палочки. По сути, дома мы тоже ими становимся и в неделю в среднем тратим 4—5 часов на уборку. А для тех, кому подрабатывать Золушкой на себя не хватает ни времени, ни сил, ни желания, есть верное решение. Правда, не самое дешевое. Предприниматель Алексей Калинчук открыл клининговую фирму три года назад и утверждает, что с каждым годом все больше людей обращаются за такими услугами.

Алексей Калинчук.

От меньшего к большему

И хоть Минск не совсем большой город, здесь работают около 50 клининговых компаний и 200 индивидуальных предпринимателей. Вполне объяснимо, так как география расширяется, появляется больше новостроек.

Алексей вспоминает, как в 2015 году возникла идея прийти в клининговую сферу: «Увидел возле подъезда объявление «Уборка квартир» и сразу заметил, что все номера телефонов сорваны. Неужели такая востребованная услуга? Сразу полез в интернет посмотреть, как у нас в стране этот бизнес развивается. Оказалось, в него довольно низкий порог вхождения».

И, не долго решаясь, через два дня уже расклеивал свои объявления. Стартового капитала понадобилось всего около 40 рублей — в современном эквиваленте на три бутылки моющего средства. Из арсенала были лишь домашний пылесос и дикое желание открыть свою компанию. Специальных навыков в уборке не было, а лишь домашние бытовые познания.

Первый заказ «прилетел» от владельца очень дорогой квартиры. «Я делал там уборку после ремонта три дня. В силу неопытности и толком не разбираясь в ценах, за работу взял 200 рублей, хотя сейчас стоимость в три, а то и четыре раза больше», — рассказывает Алексей.

Как клинер-одиночка он отработал полгода, потом взял к себе одного сотрудника для помощи. Еще чуть позже штат расширился до трех человек. Алексей сотрудниц называет по-доброму и с уважением — девочки. Некоторые пришли без опыта и обучились на фирме. Побеждали даже в белорусских клининговых конкурсах за последний год. А вообще на ранних порах Алексей не жалел бюджета на курсы, которые проводят поставщики бытовой химии и инвентаря в Беларуси.

— Сегодня рынок диктует четкие условия. Для начинающих в сфере клининга есть два варианта. Либо приходить и рушить цену через демпинг — устанавливать самые низкие цены, за счет которых можно завлечь клиентов. Либо заходить с более качественной услугой, вкладывать деньги в развитие сотрудников, закупать профессиональную химию. Я выбрал более сложный — второй. Но зато сейчас, на третьем году существования фирмы, это окупается — много повторных клиентов, партнерства со строительными организациями, мебельными салонами, — делится предприниматель.

Вектор мультизадачности

Самая популярная услуга весной — мытье окон. 
Четыре месяца назад Алексей арендовал офис. Раньше в специально обустроенном месте импровизированный склад с инвентарем был у него в квартире. И на первоначальной стадии, особенно если работать только с физическими лицами, удобный и экономный вариант. А если выходить на большие объемы работ — уборку офисов, складов, магазинов, необходимо обязательно иметь постоянный запас «химии».

Офис искал поближе к центру, потому что заказы поступают из разных районов Минска. Одну из комнат оборудовали под склад. Стеллаж высотой от потолка до пола весь заставлен белорусскими, российскими, польскими, израильскими моющими средствами, рядом расположились пылесосы, стиральная машина для стирки тряпок и униформы. Кстати, в месяц закупается несколько канистр средств для уборки. Одна швабра в сборе стоит 100 рублей, а на один объект может понадобиться около трех. Также по необходимости нужно докупать специализированные тележки для уборки офисов.

С дешевой продукцией Алексей принципиально не работает: можно испортить плитку, хромированные краны, оставить кислотные ожоги или вообще навредить здоровью клинера.

Учитывая мультизадачность компании, для разных услуг покупается свой инвентарь. Банально только тряпок с микрофиброй бывает около пяти видов, и каждая для определенной поверхности. За три года Алексей приобрел мойку высокого давления за 1600 рублей, роттерную машину для глубокой чистки полов за 2500 рублей, профессиональный пылесос для сухой уборки за 550 рублей и для послестроительной уборки за 1400 рублей, пароочистители за 300 рублей, а также стремянки и леса.

— Иногда поступают звонки со срочным вызовом, то есть на месте бригада клинеров должна быть максимум через час. Чтобы быть более мобильными, взял в рассрочку вместительную машину, — рассказывает Алексей.

Преимущества за расширением

Предприниматель активно развивает группы в социальных сетях, проходил даже курсы по SMM. Пока общаемся, в телефоне периодически появляются уведомления от заказчиков. Алексей показывает сообщение. Мужчина сфотографировал два остекленных балкона, достаточно сложных, потому что и сверху, и снизу есть створки, также снизу решетка. В зависимости от сложности работы мытье одного окна стоит от 12 рублей.

Весной это наиболее популярная услуга. Самые неприбыльные месяцы — январь и февраль, а также бывают спады в июне и июле, когда все разъезжаются на дачи и в отпуска. Всего в году три пиковые поры. За месяц до 1 сентября, Пасхи и Нового года начинается настоящая лихорадка с бесконечными звонками.

У предпринимателя есть база постоянных клиентов — на обслуживании несколько офисов, квартиры с поддерживающей уборкой. Кстати, вопреки стереотипам, услуга пользуется популярностью как у мужчин, так и у женщин. А вообще, целевых аудиторий много. В зависимости от вида услуги. Например, поддерживающую уборку в квартире или доме заказывают клиенты от 20 лет, зачастую молодые мамы. За генеральной уборкой обращаются в возрасте от 30 до 60 лет, а за послестроительной — в основном молодые семьи из новостроек. Пока клиентов объединяет лишь средний и выше среднего достаток.

Естественно, и квартиры у них дороже обычных. Если случайно поцарапать плазменный телевизор или опрокинуть вазу, можно попасть на денежную компенсацию с несколькими нулями. «Раньше услуги клининга страховали, но компании постоянно «косячили». В качестве исключения на этот год нам дали страховку. Страховых случаев, конечно, мало. Но лучше отдать кровные 170 рублей в месяц, чем рисковать несколькими тысячами рублей», — признается Алексей.

По его словам, мышление у людей постепенно меняется, приходит понимание того, что заказать уборку удобно и выгодно в плане сэкономленных времени и сил, нежели самому заниматься монотонной работой, которую далеко не все любят.

Сейчас предприниматель в 70 процентах случаев работает с частниками. Заказов поступает все больше, поэтому уже находится в стадии оформления юридического лица, чтобы расширить штат работников. А пока, если есть загруженность, Алексей в робе выезжает на объекты вместе с «девочками» и проводит уборку. А у себя дома не убирается — нет времени.

ТОЛЬКО  ЦИФРЫ

• средняя прибыль в месяц — 2000—2500 рублей (уточняется)

• стоимость повседневной уборки — от 50 рублей

• стоимость генеральной уборки — от 180 рублей

• стоимость уборки после ремонта — от 240 рублей

• аренда офиса с коммунальными услугами — 500 рублей

• страховка — 170 рублей в месяц

• расходные материалы — 1000 рублей в месяц

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter