Константин Хабенский и Зельфира Трегулова — о витебских авангардистах

Давайте вместе полетаем

В свет вышла новая серия уникального проекта «Третьяковка с...». В ней народный артист России Константин Хабенский и генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывают о шедеврах русского авангарда из коллекции Новой Третьяковки.

Зельфира Трегулова: Мне было очень интересно работать с Константином Хабенским.
TRETYAKOVGALLERY.RU

Всего в ленте девять занимательных историй, посвященных выдающимся художникам этого периода: Казимиру Малевичу, Марку Шагалу, Кузьме Петрову‑Водкину, Василию Кандинскому, Михаилу Ларионову, Аристарху Лентулову, Владимиру Татлину, Илье Машкову и Александру Родченко.

Зельфира Трегулова и Константин Хабенский представят зрителю такие знаменитые полотна, как «Купание красного коня» Петрова‑Водкина, «Венчание» Шагала, «Москва» Лентулова, «Портрет Евгении Ивановны Киркальди» кисти Машкова...

Марк Шагал родился в Витебске. Он‑то и пригласил Казимира Малевича в родной город преподавать. В праздники Витебск словно преображался: местные художники из созданного Малевичем объединения УНОВИС (учредители нового искусства) украшали рисунками трамваи, магазины, кофейни, библиотеки, фасады зданий и даже трибуны для ораторов. Творили в стиле супрематизма, когда художники переходили к простым формам и вместо пейзажей и портретов изображали цветные круги и квадраты. Уновисцы активно экспериментировали с плакатами и афишами.

В 1920 году обиженный Шагал навсегда уехал из Витебска: «Однажды, когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, мои учителя подняли бунт, в который втянули и учеников. Да простит их Господь!»

Казимир Малевич еще несколько лет продолжал в одиночку творить в Витебске, пока тоже не уехал в Петроград в 1922 году.

В Великую Отечественную войну Витебск был практически полностью разрушен немцами. Старинное здание училища сохранилось в отдельных фрагментах, по чертежам и старым фотографиям его реконструировали и открыли в нем в 2018 году мультимедийный музей. Кстати, во время «Славянского базара в Витебске – 2020» здесь проходила жеребьевка конкурсантов.

— Я счастлива, что темой новой серии проекта «Третьяковка с...» стал русский авангард, который для многих до сих пор остается некоей терра инкогнита, — рассказала Зельфира Трегулова. — Публике трудно настроиться на правильную волну, не воспринимать это искусство как отражение реальности, а осознавать, что в нем заключен совершенно новый мир, новое мировоззрение — мировоззрение ХХ века. Мне было очень интересно работать с Хабенским. Наш диалог строился как разговор двух людей с разными точками зрения. Константин задавал вопросы, выражал несогласие, а я, наоборот, рассказывала о том, как я и мои коллеги воспринимаем русский авангард.

Татьяна Жигайлова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter