Давайте считать деньги

Сколько стоит вырастить ученого

На недавней пресс-конференции присутствовали руководители Национальной академии наук, БГУ, Госкомитета по науке и технологиям. Рассказывали про достижения в подготовке научных кадров, разработку новых программ, методики. Вроде бы все прекрасно. Но какова доля научной деятельности в ВВП? Сколько зарабатывают для страны наши ученые? А сколько стоит подготовить кандидата наук? Или доктора? Ответы на заданные мной, казалось бы, простые вопросы я так и не получил...

Наука – двигатель прогресса и экономики. А «произвести» ученого – дорогое удовольствие. Но хотя бы приблизительной цифры не прозвучало. Разве что посоветовали ознакомиться с прайсом на обучение в платной аспирантуре. Но ведь он далеко не полностью отражает «цену» кандидата или доктора.

Фото Fainaidea.com

Да, ученый — товар штучный. Его подготовка – дело творческое. Не сочтите за цинизм, мы живем в материальном мире. Поэтому у всего есть своя цена. Даже у знаний, даже у таланта. Вот спортсмены тоже люди уникальные. Но спросите мудрого тренера: что надо, чтобы из способного ребенка или подростка сделать, скажем, теннисиста международного класса? Он смету представит: экипировка, услуги медиков, ассистентов, питание, расходы на участие в сборах и международных соревнованиях… Неужели затраты на подготовку усредненного ученого невозможно посчитать?

Нет расходов — не получается оценить и доходы. Проректор по научной работе БГУ Василий Сафонов признался: из подготовленных университетом кандидатов наук в реальный сектор попадает около 2%. Еще около 10% отправляются трудиться в другие научные и учебные организации. А остальные? Оседают в родной альма-матер. Получается какая-то замкнутая система.

Впрочем, повинны в таком парадоксе не только университеты. Стать ученым непросто, а заработать — еще сложнее. «Для этого необходимо участвовать в международных проектах, получать гранты», — председатель Совета молодых ученых НАН Андрей Иванец оказался на удивление откровенным. А родной экономике умные люди не нужны? Или денег нет? Но находятся же средства, чтобы купить втридорога импортные разработки, в которых, не исключено, есть определенная доля и «родных мозгов». Получается, мы готовим кадры, зарубежные менеджеры их используют и продают нам результат с учетом своей маржи.

Ректор Института подготовки научных кадров НАН Игорь Гончаренок почему-то в этом видит не проблему, а мировой тренд: мол, финансирование проектов смещается в сторону международных фондов и транснациональных корпораций, ибо даже сильные экономики в одиночку уже не могут профинансировать серьезные разработки. В этом есть доля правды. Но, как кажется, близок к истине Василий Сафонов: потребность реального сектора в ученых и их разработках не очень велика! В БГУ нашли выход в создании в своей структуре инновационных предприятий, в которых и реализуются научные открытия. Несомненно, это лучше, чем ничего. Но крохотное производство не способно перевернуть нашу экономику. Разве что сможет подкормить ученых и молодых исследователей. Но влияние на ВВП несущественно.

Оторванность науки от реальной экономики – большая проблема. Идеи и разработки есть. А вот превратить их в товар и продать почему-то не получается. И уже давно. Пожалуй, очень актуальная тема для диссертации, которая ждет своего автора.


volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Андрей Бекиш
Вкладывали десятки миллиардов в коров. Теперь их и ешьте. Альтернативно могли вкладывать в человеческий капитал, ученых. Тогда бы их и доили.
Андрей Бекиш
Вкладывали десятки миллиардов в коров. Теперь их и ешьте. Альтернативно могли вкладывать в человеческий капитал, ученых. Тогда бы их и доили.
пенсионер, за 60, Россия
Мне, занимавшемуся научной деятельностью в 70-х годах, странно читать о неких институтах подготовки научных кадров. И как же они готовят эти самые научные кадры? Кто утверждает их программы? В наши давние времена молодые ученые воспитывались на реальной научной работе. Причем, некоторые начинали со старших курсов. Вели темы, участвовали в работе лабораторий, участвовали в заседаниях научных советов. У каждого молодого ученого был научный руководитель, который подключал его к своим фундаментальным разработкам. Росли аспиранты вместе с усложнением своих тем и  разработок. А что такое институт подготовки научных кадров, я не понимаю, так же как не понимаю, что делает в России Высшая школа экономики. Теперь о ВВП. Автор уверен, что если придумать что-то такое грандиозное, то оно обязательно его удвоит. В большинстве случаев наука наоборот, требует больших капиталовложений, причем, не гарантирует их возврат или приумножение. Как раньше говорили "отрицательный результат в науке, это тоже результат", а автор желает быстрого роста ВВП. Наверное, он имеет в виду не ученых, а специалистов технологов.  
Особое мнение, Минск

В добавление к тому, что высказано в комментариях, я хотел бы выразить свое мнение об изминившейся психологии в обществе. Если раньше была политика государства направлена на повышение уровня образования населения, индустриализацию страны и непосредственную связь ее с наукой, развитие мечты у молодых людей стать ученым, врачем , иженером, учителем или космонавтом и все средства массовой информации направлены именно на это, то сейчас в принципе изменилась ситуация. Семьи по инерции еще пытаются отправить своих детей преуспевающих в школе в ВУЗ, но на какие специальности? – Экономика, менеджмент и все специальности связанные с финансами и международными отношениями. И только потом идут инженерные и наукоемкие специальности. Мечту стать ученым и стремиться в космос заменили на мечту пристроится и стать зарабатывать много денег. Расплодились во всех городах экономические, юридические и переводческие специальности, но никто не увеличил мехмат БГУ и ему подобные ВУЗЫ и факультеты. Никто не готовит специалистов завтрашнего дня. Никто не пропагандирует науку, как главную движущую силу общества, да и вообще силу знаний. В Минобразовании министры меняются как перчатки и все с планами не развития того что было, а с планами реформирования и сделать так, как на Западе. Но ведь у нас была лучше и академическое образование и зачем его деградировать? Один разрушил математические спецшколы, другой важнейшим этапом своей жизни сделал замену академического образования в ВУЗах на сокращенное и поверхностное изучение предметов в 4-х летний срок, но соответствующую болонской системе действующей на Западе. Добился и что мы имеем? Ничего хорошего. Если болонская система рассматривает обучение в ВУЗе как базовую и общеобразовательную модель и в дальнейшем абсолютно все выпускники ВУЗов и без ограничений могут специализироваться на поствузовском образовании или магистратуре, но у нас на этом этапе все и затормозилось. Если на Западе ты платишь деньги и учись где хочешь и по любой смежной специальности, то у нас нет. Мало того что должен заплатить за обучение, так ты еще должен поступить туда (несколько мест на сотню выпускников), принести положительную характеристику и пройти медосмотр. Так чего мы добились и кого мы выпускаем, если их даже ремесленниками назвать невозможно? Кто будет стремиться в науку и развивать ее?

Надо чтобы в обществе было осознание того, что без науки мы никто и только доминирование в этой области даст шанс государству гарантию не быть причисленным к странам третьего мира, а обществу гарантию прогресса, а не деградации.

Особое мнение, Минск
Мне понравилась, когда-то высказанная президентом мысль о Горецкой сельско-хозяйственной акдемии, что надо не на игрушечных грядках наукой заниматься, а на полях колхозов. Берите колхоз под управление и действуйте. Тоже самое хочется сказать и ученым БГУ. Не изобретайте колесо, а обратитесь в правительство или к президенту - выделеть один из убыточных заводов(по вашему усмотрению) и развивайте там свои технологии. Обратитесь напрямую в соответствующие структуры Китая для развития сотрудничества в ваших областях науки, развитию материальной научной базы и вы получите все, что вам надо. Не надо оглядываться на НАН, Госкомитет или Минобр - они вам не помошники. Проявляйте инициативу, ведь она не запрещена законом и даже субординацией. Еще раз - не изобретайте колесо и не минимизируйте свою научную деятельность.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?