Давайте разберемся

Тогда как критики в адрес ЦТ становится все меньше, в России с ЕГЭ ситуация прямо противоположная...

Тогда как критики в адрес ЦТ становится все меньше, в России с ЕГЭ ситуация прямо противоположная. В чем разница? Да практически во всем! Директор РИКЗ Николай Феськов утверждает: ЦТ и ЕГЭ — это принципиально разные системы.


Целевая аудитория


ЦТ служит только для отбора абитуриентов в вузы и ссузы. Результаты испытаний не могут быть использованы как экзаменационные оценки за курс средней школы, поскольку конструирование подобных тестов предполагает подбор материала, который с высокой степенью точности распределяет участников тестирования по уровню подготовки и позволяет формировать общий рейтинговый список абитуриентов. По сути, если большинство наберет максимальный балл, то смысл испытания — выбрать лучших из лучших — будет потерян. Поэтому сложность каждого задания, или его весовой коэффициент, определяется статистически и зависит от числа тех, кто его верно выполнил. Чем меньше абитуриентов справились, тем выше весовой коэффициент сложности задания, тем большее количество баллов начисляется за верное решение. В ежегодных сборниках тестовых заданий публикуются такие коэффициенты. Это позволяет абитуриентам при желании пересчитать свой итоговый тестовый балл. Например, в 2009 году по математике были две очень простые задачи, с которыми справились 93 процента участников. Исходя из шкалы расчета весовой коэффициент был близок к нулю. Следовательно, они в тесте «не работали».


ЕГЭ это универсальный экзамен, который объединил и выпускные испытания в школе, и вступительные в вуз. Если же тестирование выполняет две функции, то при интерпретации результатов неизбежно искажение или в итоговой оценке знаний выпускников, или при отборе абитуриентов. Не случайно в период экспериментального использования ЕГЭ до 2009 года применялось правило «плюс один балл» — чтобы не набралось большого количества выпускников с неудовлетворительными оценками. Если же выпускник получал «двойку», то в аттестат выставлялась оценка «3» (в России сохранилась пятибалльная система оценок).


Задания


В тестах, разрабатываемых РИКЗ, представлены задания двух типов — закрытые и открытые. К первому типу относятся задания четырех видов: альтернативных ответов, множественного выбора, установления соответствия и установления последовательности. Задания открытого типа — с кратким ответом.


В российские тесты включены еще задания «С», которые предусматривают развернутые ответы: доказательства, эссе, краткие сочинения и т.п. Это несколько повышает коэффициент надежности и достоверности тестовых заданий. Вместе с тем то, что эти задания проверяются «вручную» группой экспертов, снижает результативность и объективность испытания. Кроме того, «ручная» проверка не только увеличивает трудозатраты, а следовательно, требует дополнительных финансовых ресурсов, но и серьезно снижает защиту всей системы от несанкционированного вмешательства извне. А если учесть, что, по данным за 2009 год, к выполнению части «С» на ЕГЭ по математике приступили только 54,3 процента школьников, причем более половины решили их неправильно и не получили ни одного балла, то стоит ли овчинка выделки?


Степень защиты


В Беларуси тестовые задания по всем учебным предметам печатаются в РИКЗ и доставляются Государственной фельдъегерской службой в пункты тестирования в специальных пластиковых конвертах. Они вскрываются в аудиториях в присутствии организаторов испытаний и абитуриентов непосредственно в день проведения экзамена, который проводится одномоментно по всей территории страны. Это — равные условия.


В России передача тестовых заданий в регионы идет с помощью электронных средств связи. Вскрывается передаваемая база данных в Региональном центре обработки информации с помощью кода, который сообщается за несколько часов до начала экзаменов. Затем тесты тиражируются. Следовательно, с их содержанием первыми знакомятся не абитуриенты, а персонал учреждения, обеспечивающий проведение госэкзамена в регионе. Кроме того, из–за разницы в часовых поясах так называемая «батарея» тестовых заданий формируется для каждого пояса отдельно, что ставит участников в неравные условия. Кроме того, в России организаторами ЕГЭ выступают целых три учреждения: один институт составляет тесты, другой центр доставляет их, третий обрабатывает результаты.


Контроль


В Беларуси наряду с ведомственным контролем со стороны Министерства образования ежегодно Указом Президента создается Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы. Как правило, возглавляет комиссию ответственное лицо, наделенное значительными полномочиями в государстве. И это — серьезный фактор, сдерживающий возможные попытки вмешаться или изменить процедуру тестирования.


В России налицо только ведомственный контроль со стороны Рособрнадзора, в регионах надзором занимаются местные органы управления образованием. И сам за себя говорит факт: ежегодно итоги ЕГЭ свидетельствуют, цитируем прессу, о «подозрительно высоких баллах у абитуриентов по русскому языку в отдельных российских регионах Северного Кавказа, а обладатели блестящих результатов плохо изъясняются по–русски и даже заявление в университет пишут с ошибками».

 

«Игра в крестики»

 

«Знания — сила»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter