Давайте играть по правилам!

Скорее небеса упали бы на землю, чем представители белорусской оппозиции публично признались в том, что последние выборы в Парламент они честно проиграли.
Скорее небеса упали бы на землю, чем представители белорусской оппозиции публично признались в том, что последние выборы в Парламент они честно проиграли. Напротив, заяви они подобное после подведения итогов голосования, их бы не поняли. А кое–кто, возможно, даже усомнился в их адекватности. Таковы правила игры. На выборах не бывает проигравших. Есть победители и побежденные. И давно уже не считается зазорным ругать на чем свет стоит законы, суды, а то и самое святое — избирателей. Это тоже своего рода «пиар», в котором участвует не меньше народу, чем в процессе раскрутки кандидата, — лидеры партий, социологи, журналисты, наблюдатели.

В этом ряду, пожалуй, более всех выделяются именно наблюдатели. Ведь кто такой наблюдатель? Это человек, который следит за соблюдением избирательного законодательства независимо от своих политических или каких–то иных убеждений. У нас же, к сожалению, нередко главным критерием оценки выборов у некоторых «независимых» наблюдателей был результат голосования.

Многие наверняка помнят, что одна из главных претензий западных экспертов к нашему Избирательному кодексу состояла в том, что он позволяет проводить досрочное голосование. По этому поводу в адрес депутатов и представителей Центризбиркома было выпущено немало стрел. При этом нам постоянно ставят в пример страны западнее Беларуси. Ну что ж, хорошо, давайте посмотрим на один из таких «примеров»...

Относительно недавно в Латвии закончились выборы в органы местного самоуправления. Латвия, как известно, страна Евросоюза. И хотя ее трудно назвать страной с давними демократическими традициями, нормы и правила на всей территории ЕС должны действовать одинаковые. Муниципальные выборы в Латвии проходили в достаточно спокойной политической обстановке, несмотря на то, что за места в 912 муниципальных органах власти там боролись более 15,5 тысячи кандидатов. В выборах участвовал весь спектр политических сил Латвии — от мелких партий до самых крупных, уже имевших своих представителей в национальном парламенте. В выборах имели право участвовать около 1,5 миллиона граждан Латвии и, что самое удивительное, представители других стран Евросоюза! Незадолго до выборов латвийский сейм разрешил принимать участие в выборах гражданам всех стран — участниц ЕС, если они прожили в Латвии всего 3 месяца. И, как отмечали наблюдатели, несколько человек, имеющих гражданство Польши, Германии, Литвы и Эстонии, действительно значились в списках кандидатов. В то же время так называемых неграждан, многие из которых прожили в стране всю свою жизнь, наряду с людьми младше 18 лет и заключенными права голоса опять лишили. В Латвии около 450 тысяч постоянно проживающих бывших граждан СССР, которые не получили латвийских паспортов. Лишение «неграждан» права голоса привело к тому, что русскоязычное население практически не было представлено в органах власти Латвии.

Ну а теперь что касается досрочного голосования. В Латвии так же, как и у нас, на уровне законодательства установлено право проведения досрочного голосования. При этом, что любопытно, у нас досрочное голосование начинается за три дня до самого дня выборов. Любой гражданин может прийти в любое для него удобное время с 10.00 до 19.00 и отдать свой голос. В Латвии правила несколько другие. «В Латвии установили, что досрочное голосование, которое так же, как и у нас, длилось три дня до выборов, должно проходить в установленные часы по всей стране», — говорит Маргарита Жорова, член Центризбиркома, присутствовавшая на выборах в Латвии в качестве наблюдателя от нашей страны. «Например, 9 марта это было с 17 до 20 часов. На следующий день проголосовать досрочно можно было в период с 10 до 12 часов. То есть реально отследить, как проходило это голосование, могли только члены участковых комиссий. Я помню, как на наших парламентских выборах некоторые наблюдатели упрекали нас в том, что они не имели возможности наблюдать за ходом досрочного голосования «в полном объеме». Но точно так же и мы в Латвии не видели, как проходило это досрочное голосование», — подчеркнула в беседе со мной Маргарита Анатольевна.

В принципе, слова Жоровой можно оставить без комментария. Единственное, что хотелось бы добавить к ним, так это то, что мне нигде не приходилось слышать, чтобы та же ОБСЕ ставила под сомнение справедливость и демократичность выборов в Латвии... А значит, и вывод о том, что суть не в законе, а в том, как он трактуется, напрашивается сам собой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter