Давайте будем наивными

Осень - страдная пора поэтов.
Осень - страдная пора поэтов...

Не каждому, разумеется, выпадает "Болдинская осень", но психологи, по склонности своей к систематизации, уже высчитали, что именно в пору увядания и "очей очарованья" в творческой душе пробуждается особая сила, требующая выплескивать эмоции на бумагу.

Впрочем, есть и совершенно реальная причина сезонного повышения "поэтической нагрузки". По крайней мере, в первый день осени. Догадались? В День знаний каждое уважающее себя учебное заведение стремится заполучить на первый, торжественный, урок живого представителя "прыгожага пiсьменства". О, как востребованы в этот день поэты! В "Двенадцати стульях" так ажиотажно разбирают по коллективам "челюскинцев"...

Но в этом году 1 сентября было омрачено и печальным событием литературной жизни. В этот день хоронили поэта Юрася Свирку. Он около 25 лет заведовал отделом поэзии газеты "Лiтаратура i мастацтва". Скольким молодым поэтам помог начать литературную дорогу! Моя первая подборка в "ЛiМе" тоже была подготовлена им. Чрезвычайно скромный человек и хороший поэт, Юрась Свирка не получил при жизни особого признания, не имел званий... Мне запомнилось пронзительное его стихотворение, из последних, написанных им. Поэт как бы подытоживал свой творческий путь, упоминая о том, что не было у него ни нахальства, ни желания расталкивать ближних и потому прожил в тени, во вторых рядах... И не всегда впереди были более достойные.

Жизнь в литературе вообще не отличается справедливостью. Впрочем, это сегодня как бы и обосновано. Вычитала недавно в статье молодого российского философа Алексея Лапшина, что культура по мере своего развития сама себя уничтожает, поскольку исчезают критерии, определяющие ее качество. То есть если когда-то искусством были картины Рембрандта и пьесы Мольера, то сегодня - и Рембрандт, и Мольер, и автор "Ночного дозора" Лукьяненко, и, извините, художник, делающий инсталляции из фекалий. Короче, возвращаемся мы к наскальной живописи, татуировкам и кольцам в носу. "Художник будущего - это дикарь без традиции, обреченный выводить на скалах свои незамысловатые узоры".

Статья сия вызвала бурные споры на заседании нашего молодежного клуба "Лiтаратурнае прадмесце". "Наскальной живописью" заниматься в перспективе не хочет никто, даже автор стихотворения из одной буквы, а именно "ы". Но все согласились, что "литературоцентрическая" культура уступает место "шоуцентрической". То есть поэт, который на сцене в перерывах между чтением стихов свистит в свисток, или критикесса, выступающая в прозрачной кофточке, автоматически вызывают интерес у публики... На что прозвучал суровый комментарий одного из молодых и талантливых "предместьевцев": "Если я захочу посмотреть на клоунов, я возьму билеты в цирк. А поэт должен читать стихи".

И ведь правда... Российский футурист Давид Бурлюк и "маладняковец" Павлюк Шукайла каких только фокусов не выделывали во время многочисленных выступлений! Наверное, им казалось, что шумный успех у публики - это и есть гарантия вечной славы. Но мы изучаем не их творчество, а их современников Бориса Пастернака и Кузьмы Чорного, не имевших опыта шоуменов от литературы.

Существует некий "естественный отбор", происходящий, между прочим, и на страницах литературоведческих журналов... Таких, как "Роднае слова", 200-й номер которого недавно увидел свет. Когда-то это издание называлось "Беларуская мова i лiтаратура › школе". Теперь его читают не только учителя, потому что журнал отражает жизнь духовно-интеллектуальной Беларуси, которая, как легендарная Атлантида, скрыта для иного поверхностного взгляда под мутными волнами массовой культуры.

Хотя есть новости и "весенние" - в Болгарии вышла книга молодой белорусской поэзии, с оптимистической зеленой листвой на обложке. "Засветилось" там и наше "Лiтаратурнае прадмесце" в одаренных особах Вики Тренас, Змитера Артюха, Рогнеда Малаховского, Дарьи Лосевой, Виктора Иванова и др. (как много в критических статьях может скрываться за этим "и др."!). В серии "ЖЗЛБ" - "Жизнь замечательных людей Беларуси" - вслед за книгами о Мулявине и Пташуке издательство "Мастацкая лiтаратура" готовит книгу о Короткевиче, которому в следующем году было бы 75. Короткевич - из немногочисленных классиков, которые основательно "прописались" в Интернете, тем самым как бы подтвердив свою сегодняшнюю востребованность. Сайт "Бы›. ‚сць. Буду" (http://uladzimir-karatkevich.

iatp.by) создан в Минском ПТК электроники. И создан с любовью. Там можно найти практически все произведения писателя, многочисленные исследования о нем, можно поспорить с поклонниками великого романтика ХХ века на форуме... А вот сайт Василя Быкова оставляет какое-то странное впечатление. Из произведений только несколько - последних лет... Зато много интервью - также последнего времени. Из публицистики - некрологи да статьи, в основном муссирующие вопрос о пребывании писателя за границей... Один российский литератор, заглянувший на этот сайт, написал статью, озаглавленную "Василь Быков рисующий", поскольку обнаружил там в отсутствие более-менее приличного объема прозы много рисунков авторства писателя. Творчество в тени политики... Это мы уже проходили. "Хотя, говоря по чести, любовь к быковской прозе сложно омрачить или усилить политическими воззрениями автора", - такими словами заканчивается упомянутая статья. И с этим нельзя не согласиться.

Прошло 1 сентября... Начались учебные будни... Как хочется, чтобы белорусская поэзия по-прежнему звучала в классах и аудиториях не только в узеньких рамках школьной программы, но из любви к прекрасному - пусть эта любовь для кого-то выглядит наивно. А с каких это пор мы стали уважать цинизм? Давайте будем наивными и вновь научимся любить высокую поэзию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter