«Давай с тобой проживем лет до ста!»

Партизан, разведчик и видный ученый Малышев умел красиво мечтать...

Партизан, разведчик и видный ученый Малышев умел красиво мечтать

В распахнутое настежь окно дул свежий ветер. Федор Алексеевич всматривался в голубую даль неба, и на душе было радостно и светло. Только что закончилось заседание высшей аттестационной комиссии, и видные белорусские ученые дали высокую оценку его докторской диссертации о земле. Еще в детстве, когда он босоногим мальчишкой бегал по деревенским улицам Заполья, что в Петриковском районе Гомельской области, понял, что земля — главное богатство в жизни человека. Она и кормилица, и воспитатель…

В 1941 году после окончания Белорусского политехнического института Федор получил диплом инженера по разработке торфяных месторождений. Торфопредприятие «20 лет Октября» неподалеку от Витебска стало первой стартовой площадкой в самостоятельную трудовую жизнь.

Там его и застала Великая Отечественная война.

…Фашисты все ближе и ближе. По заданию руководства предприятия инженер Малышев вместе с группой рабочих разукомплектовывает машины. Нельзя допустить, чтобы народное добро досталось врагу. По доносу предателя их арестовывают и заставляют признаться в том, что это они по заданию местной власти вывели из строя предприятие. Патриоты не признают своей вины и смело выслушивают приговор: «Расстрелять!». Их бросают в темный подвал полуразрушенного здания и выставляют охрану. Когда уже, казалось, не осталось никакой надежды на спасение, их вызвали в комендатуру и офицер через переводчика объявил: «Будете работать на нас!».

Так Федор Малышев с товарищами оказался в лагере военнопленных. Но здесь нашлись такие же смелые люди, как и он. Объединившись в одну небольшую группу, им однажды удается обмануть фашистов и вырваться на волю, добраться до Полесья и встретиться с партизанами, в числе которых были все братья Федора Малышева — Ефрем, Иван, Сергей, Артемий и Степан.

Федор становится партизаном 78-го отряда 125-й Копаткевичской бригады Полесского соединения.

Новую, ранее не ведомую ему науку партизанской борьбы он осваивал так же напористо, как в свое время решал трудные задачи по математике или сопромату. И этот «экзамен» в тылу врага Федор Малышев сдавал только на «отлично»: летели под откос поезда, подрывались на дорогах машины с живой силой и техникой врага.

…Шел 1944 год. Победоносные удары Красной армии и активные рейды партизан на оккупированной территории все заметнее приближали долгожданную свободу. И в эту огромную полноводную реку борьбы с врагом заметным ручейком вливался героизм и высокое боевое мастерство партизана-разведчика, бесстрашного подрывника Федора Малышева. Когда партизанским подрывникам не хватало взрывчатки, он изобрел оригинальный способ крушения поездов. В партизанской кузнице изготавливали специальные железные клинья. Смельчаки ставили их на железнодорожных стрелках, и составы катились под откос. Еще большую изобретательность Федор Малышев проявил при изготовлении взрывных устройств. «Скромный, деловой, чуткий. Любит опасные задания и охотно берется за их выполнение. Техника — его страсть», — говорили боевые друзья.

А в свободные от боевых дел дни он любил побродить по торфяникам, мысленно прикидывая планы будущего их освоения.

Обычно замкнутый, малоразговорчивый, Федор совершенно преображался, когда речь заходила об этом даре природы — торфе:

— Торф, братцы, не шутка. Это такое богатство в нашей земельке, что и представить трудно!..

В ту пору каждый ждал окончания войны, у каждого были планы на мирную жизнь. Партизан-подрывник Федор Малышев мечтал о науке.

А пока вместе с товарищами изготавливал особые взрывные устройства, которые гитлеровцы не могли обнаружить миноискателями. Партизаны ставили их ночью, а в дневное время взрывали на глазах у обезумевших фашистов. Вооружившись такими минами, группа Малышева и отправилась на очередное боевое задание.

День угасал. Лес начинал темнеть, наполняясь дымкой тумана. Партизаны все ближе и ближе подходили к железной дороге. Идти было трудно. То и дело проваливались в заболоченных местах. И вдруг, пробивая тонкую пелену облаков, в небе появилась луна. Тени деревьев тотчас исполосовали землю. Под ногами звучно хлюпала вода, нарушая ночную тишину. Со станции, которая была уже совсем близко, изредка доносились гудки паровоза.

Там, где проходила железная дорога, вдруг раздалось несколько автоматных очередей. Вслед за ними в небе появились три белые ракеты, осветив на короткое время местность. И снова тишина.

До насыпи метров сто пятьдесят открытой, вырубленной полосы. Поваленные деревья затрудняли движение подрывников. Преодолевая завалы, они быстро достигли железнодорожного полотна, выкопали под рельсом глубокую ямку, вставили в мину капсюль-взрыватель и уложили заряд так, чтобы вражеский патруль не смог его заметить. Время тянулось медленно. Партизаны с напряжением следили за каждым движением патрулей. Те подошли к месту, где была установлена мина. Луч карманного фонарика скользнул по откосу, и патруль, не останавливаясь, пошел дальше.

Близился рассвет. Вскоре послышался шум приближающегося поезда. Паровоз вынырнул из утренней дымки, а через несколько минут взметнулось пламя, и мощный взрыв потряс землю. Вагоны поползли один на другой.

Это было одно из последних боевых заданий группы подрывников-разведчиков 78-го отряда 125-й Копаткевичской бригады. До освобождения родного края оставались считаные месяцы.

Вскоре появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Федору Алексеевичу Малышеву звания Героя Советского Союза. Это было 15 августа 1944 года. В наградном листе, подписанном начальником штаба партизанского движения Белоруссии П. Калининым, отмечалось:

«На личном счету т. Малышева имеется 19 воинских эшелонов противника, спущенных под откос, в результате чего уничтожено: 16 паровозов и 191 вагон, среди которых 42 цистерны с горючим, 46 вагонов с живой силой, 56 — с продовольствием, 28 — с боеприпасами и 19 платформ со стройматериалами».

...И вот новая мирная жизнь. Инженер Малышев с головой уходит в воплощение своей давней мечты — сделать родную землю еще краше и богаче. Он остался верен своему любимому торфу. Видные ученые Беларуси И. Лупинович, Ф. Опеко и другие высоко оценили его открытия. Малышев становится кандидатом технических наук, с успехом защищает и докторскую диссертацию. Значительную часть своей научной и трудовой деятельности он проводит на торфяной опытной станции в Дукорах. Здесь ставит опыты, которые впоследствии использовались сельскохозяйственными коллективами не только в республике, но и далеко за ее пределами. Множество статей и монографий было выпущено им за годы научной и практической работы. За достигнутые успехи в науке и внедрение открытий Федор Алексеевич неоднократно награждался орденами и медалями.

Как вспоминает его вдова  Ольга Ивановна, он всегда стремился быть на острие жизненных событий.

1 мая 2005 года Федора Алексеевича Малышева не стало. Ему шел 91-й год.

«Давай с тобой проживем лет до ста!» — как-то сказала ему Ольга Ивановна. На что он бодро ответил: «Давай!»

Не получилось. Но и тот долгий нелегкий жизненный путь, который был пройден героем, достоин уважения и памяти.

В 2005 году на доме № 51 по проспекту Победителей столицы была открыта мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил Герой Советского Союза Малышев Федор Алексеевич».

А не так давно его имя было присвоено средней школе № 48. Там оборудована комната-музей легендарного партизана, и его вдова Ольга Ивановна, несмотря на свой преклонный возраст (ей тоже далеко за 90), часто выступает перед школьниками.

Фото из семейного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter