Как могилевский финансовый эксперимент в школах шагает по стране

Давай поговорим по душам

Бесплатное образование тоже стоит денег. Причем немалых. Что удивительно, самым дорогим может оказаться содержание отнюдь не элитных гимназий, а небольших школ в глубинке. При этом список учебных пособий, программ и мебели практически любым СШ нужно пополнять постоянно. Вот только распределительная система ассигнований не всегда позволяет в полной мере получить все и в желаемом объеме.


В классы закупили новые парты и шкафы.

Чтобы экономическая эффективность школ, лицеев, гимназий стала выше, в стране решили изменить сам подход к делу финансирования образования. И за точку отсчета взять уже конкретного ученика. В Могилевской области в 2015-м первыми этот пилотный проект обкатали три школы. С этого года на нормативное («подушевое») финансирование перешли 642 школы и гимназии страны.

Замдиректора гимназии Светлана Козлова не скрывает, что финансовый эксперимент для них — дело новое, но тем и интересное. Учитывая, что средствами, которые идут на развитие образовательного процесса, они начали распоряжаться сами, в штат пришлось ввести единицу бухгалтера. А точкой отсчета стала предложенная и выверенная специалистами формула расходов: 1108,76 рубля на обучение одного школьника. Год от года эта сумма меняется. Больше или меньше она может быть и в зависимости от того, учится ребенок в начальной школе или средней, специализированном классе или обычном. К слову, всего в гимназии — 817 ребят. Профили самые разные: одни углубленно изучают математику, другие — английский, третьи — химию. Потому дирекции пришлось поломать голову над тем, чтобы количество учеников в классе было примерно равным, однако каждый ребенок при этом мог следовать выбранному курсу. Но самое главное — уложиться в заданные параметры по содержанию школьника и найти резерв на другие нужды. Бухгалтер Татьяна Астапкова рассказала, что за время эксперимента гимназия заметно пополнила свою материально-техническую базу:


Мячей много не бывает.

— За два предыдущих года мы закупили восемьдесят комплектов ученической мебели, более сорока шкафов, тринадцать классных досок, семь компьютеров. В учебных кабинетах появились новые жалюзи, в спортзале — волейбольные мячи и гандбольные сетки. Заменены огнетушители. Этот перечень можно продолжать и дальше.


Гимназия № 41.

В 2016-м к пилотному проекту подключились уже все сорок четыре школы Могилева. К слову, финансовый год — в отличие от учебного! — начинается с 1 января, потому сегодня можно подвести итоги уже двух лет эксперимента. В целом они не разочаровали. Тем более что в условиях финансовой свободы появилась возможность большей материальной заинтересованности учителей: новый подход дает свободу выбора и в деле поощрения педагогов. Хотя и это еще не все. Если раньше сокращение ставок автоматически грозило сокращением объема финансирования, то сейчас школы сами решают, что для них лучше: больше штат, но меньше нагрузка на учителя или наоборот. Выделенные средства в любом случае никто не заберет. Педагоги еще одного «пионера» проекта — Осиповичской СШ № 1 — воспользовались возможностью применения отраслевых выплат. Например, теперь на доплату к зарплате могут рассчитывать учителя, которые преподают предмет на повышенном уровне, работают с одаренными детьми и так далее.

Эксперимент как лакмусовая бумажка проявил и некоторые «но». Школы с хорошей наполняемостью в новых условиях неизменно остаются в хорошем плюсе. А вот малокомплектным вписаться в заданный объем ассигнований уже сложнее. Конечно, остается возможность обратиться с просьбой о финансовой поддержке. Но, если расходы на ученика «хронически» в разы выше нормы, приходится искать иные решения. В минувшем году, скажем, в Могилеве объединили две школы в одну. В каждой учеников было меньше минимума, причем стояли СШ буквально в нескольких метрах друг от друга. Содержать их в таком виде дальше было бы слишком затратно и бесперспективно. В итоге площадей одной из школ вполне хватило, чтобы принять всех учеников. Сбоя в учебном процессе при этом нет.

— Идея «точного» финансирования школ ненова. По такой схеме они сегодня работают в некоторых странах Европы, подобная практика есть и в соседней России, — поделилась заведующая финансово-экономическим сектором управления образования Могилевского облисполкома Светлана Харченко. — Конечно, везде есть свои особенности. Суть пилотного проекта в нашей стране как раз и заключается в том, чтобы проверить его работоспособность. Если потребуется — внести коррективы, дополнения.

С  начала 2017-го экспериментальный «полигон» расширился до масштабов всей Могилевской области. На нормативное финансирование перешли 356 школ, гимназий, лицеев. Примерно половина районов при этом в заданную норму финансирования не укладывается: расходы на содержание школ в них выше норматива. Утверждать при этом, что разбежка со знаком минус коснулась лишь маленьких районов, нельзя. Если, допустим, небольшой Хотимский район с трудом примеряет на себя новую учебную «мантию», то сопоставимый с ним по размеру Дрибинский в ином подходе к финансированию образования уже нашел немало выгод и преимуществ. Светлана Харченко поделилась наблюдениями:


Владимир ЛИПСКИЙ.

— Практика показывает: для того чтобы новый экономический подход давал эффект, в классах городских школ должно быть не меньше 21 ученика, сельских — от 7. Эксперимент также дает повод задуматься о целесообразности открытия того или иного класса, группы.

Замначальника управления социально-экономического развития Министерства образования Светлана Дормешкина пояснила, что конечная цель проекта — справедливое, прозрачное распределение бюджетных средств, направленных на развитие общего среднего образования, увеличение зарплаты педагогических работников, улучшение материально-технического сопровождения образовательного процесса. Эксперимент проходил в Барановичах, Жодино, Могилеве, Новополоцке, Скиделе, в Лидском районе, Советском районе Гомеля и Первомайском районе Минска. До недавнего времени в нем участвовали 188 школ и гимназий. А с нынешнего года на нормативное финансирование перешли 642 СШ и гимназии страны.

В целом пилотный проект показывает положительные результаты. Однако окончательную оценку давать еще рано. Первые итоги большого финансового эксперимента планируется подвести через год. И только после тщательного изучения полученных результатов будет принято окончательное решение: брать полученный опыт по нормативному финансированию школ за основу или нет.

Svet.markova@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter