Здесь рады и дошкольникам, и старшеклассникам
Не сидеть в четырех стенах
Раз в неделю юные спортсмены вместе с родителями спешат в РЦОП по теннису – именно здесь открыта группа для детей с ментальной инвалидностью и аутизмом. Занятия по большому и настольному теннису чередуются, каждое длится 45 минут и состоит из разминки, основной части и заминки. О том, как зарождалась идея проекта, рассказывает директор Республиканского центра олимпийской подготовки по теннису Алексей Ванкевич:– Помимо материальной поддержки для семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, очень важна социализация. Мальчишки и девчонки не должны сидеть в четырех стенах. Нужно, чтобы они посещали объединения по интересам, спортивные секции. Мы не ставим цели вырастить из ребят спортсменов высокого уровня. Но будем рады, если это произойдет, ведь диагноз ребенка – не приговор. В дальнейшем планируем подключить к проекту специалистов кафедры реабилитации Белорусского государственного университета физической культуры: во время тренировок они подскажут родителям, какие упражнения стоит делать дома.
Каждое занятие длится 45 минут
После каждой тренировки число желающих заниматься теннисом растет. Если на первое занятие пришли 15 детей, то на следующее – больше 20: от дошкольников до старшеклассников. Среди юных спортсменов – подопечные Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей, говорит руководитель учреждения Ольга Другаль:
– В нашем центре есть отделение дневного пребывания для детей-инвалидов – его посещают ребята из более чем 40 семей. Это дети с разной степенью утраты здоровья: расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна. Поначалу идея обучения теннису у многих родителей вызвала скепсис. Они не верили, что их сыновьям и дочкам занятия окажутся под силу. Но после первой тренировки мы получили много слов благодарности от мам и пап. Проект хорош тем, что позволяет поддерживать физическую форму ребенка, дает возможность семье взаимодействовать с социумом. К «Рождественской истории» также присоединился Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.
Главное, чтобы детям было интересно
Первый в жизни спорт
На занятии по настольному теннису десятилетняя Кристина Каханчик старательно повторяет упражнения за тренером. По состоянию здоровья девочка вынуждена обучаться на дому, поэтому счастлива заниматься с другими детьми. Мама Кристины Лидия Каханчик, наблюдая за дочкой со стороны, радуется ее успехам:– Теннис – первый спорт в жизни Кристины. До этого пробовали записываться в различные секции, но везде получали отказ из-за диагноза. После первого занятия дочка воодушевилась: ей понравилась игра, возможность пообщаться со сверстниками. Для мамы нет ничего лучше, чем видеть ребенка счастливым.
Десятилетний Мануэль Риос Лорензо учится в обычной школе в интегрированном классе, обожает уроки по ритмике и спорт в целом. Особых противопоказаний к физнагрузкам у него нет. Раньше мальчик занимался плаванием, легкой атлетикой. Но, к сожалению, недолго, поскольку групп, обучающих детей с инвалидностью, крайне мало, а индивидуальные занятия стоят слишком дорого, обозначает проблему мама Мануэля Екатерина Соловей:
– Сын физически здоров, но из-за того, что в карточке стоит диагноз аутизм, его не берут в обычные секции. К тому же в обществе бытует стереотип, что такие дети агрессивные. Но Мануэль спокойный, ему просто нужно больше внимания и помощи со стороны взрослых. Не спорю, в городе можно найти подходящие варианты для занятий спортом, но их посещение бьет по кошельку. Если родители ребят, скажем, платят от 60 рублей за месяц тренировок, то мы столько же – за одну, поскольку она индивидуальная.
Занимаются с ребятами тренеры национальных сборных команд по теннису и настольному теннису
Ученики с горящими глазами
Считал дни до следующей тренировки и девятилетний Константин Лупеко. Мальчик перенес онкологию, и теперь путь в большой спорт для него закрыт. Однако простая физическая активность только на пользу здоровью, уверена мама Юлия:– На первом занятии тренеры брали юных спортсменов за руку и поясняли, как нужно работать с ракеткой. У детей глаза горели, когда что-то получалось. Занимаясь с моим сыном, один из них обратил внимание, что Костя постоянно держит кисть в напряжении и не может расслабить мышцы. Вспомнила, что он и ручку так обхватывает, когда делает уроки. Тренер посоветовал упражнения, которые помогут справиться с проблемой.
Кстати, с детьми в центре занимаются тренеры национальных сборных команд по теннису и настольному теннису. Впечатлениями делится старший тренер Александра Сипач:
– Когда составляла план, старалась сделать так, чтобы детям было интересно. Они выполняли практически те же упражнения, что и их здоровые сверстники, только в слегка упрощенном виде. Есть и ребята с отличными данными. Например, одна девочка довольно хорошо воспринимает информацию и, если продолжит заниматься, сможет участвовать в соревнованиях.
СКАЗАНО
Александр Дорохович, первый заместитель министра спорта и туризма:
– Дети с особенностями наравне со здоровыми сверстниками должны чувствовать себя полноценными членами общества и получать достаточно внимания и заботы со стороны государства во всех сферах жизни. Важно, чтобы они были вовлечены в том числе и в занятия физической культурой и спортом. В феврале в Белорусском государственном университете физической культуры пройдут двухнедельные курсы, на которых действующим тренерам и преподавателям расскажут, как работать с детьми с инвалидностью. Кроме того, с нового учебного года в вузе начнут преподавать по откорректированным учебным программам, и в будущем выпускники университета после получения диплома смогут заниматься с такими ребятами. Наша задача – обеспечить соответствующими кадрами не только Минск, но и регионы, дать возможность каждому ребенку, независимо от места проживания, заниматься физкультурой и спортом.
mischenko@sb.by