Давай, да побольше

Почему некоторые люди привыкают “сидеть” на пособиях и воспринимают социальную помощь как единственный источник доходов?

Почему некоторые люди привыкают “сидеть” на пособиях и воспринимают социальную помощь как единственный источник доходов?

Одна моя знакомая на протяжении нескольких лет оказывает шефскую помощь детскому дому, отвозит ребятам игрушки, одежду, обувь. Она обычная служащая, зарплата не бог весть какая, воспитывает одна двоих детей, которых и одеть, и обуть, и прокормить нужно. При этом она ни разу даже не задумалась, что, вполне возможно, сама могла бы претендовать на какую-то поддержку из-за того, что ее семья имеет статус неполной. Не так давно мне посчастливилось познакомиться с 70-летней женщиной, которая, несмотря на свой почтенный возраст, входит в команду пенсионеров-волонтеров, ездит с концертами по больницам, оказывает посильную помощь немощным старикам. А ведь могла бы сидеть на печи, жаловаться на маленькую пенсию и требовать к себе повышенного внимания. Однако вместо этого предпочла активную жизнь, оттого, возможно, и выглядит гораздо моложе своих лет.

А теперь по контрасту другая ситуация. В родные места вернулись две сестры-сироты. Сразу же встал вопрос о жилье, местная власть отремонтировала им дом в деревне, доставшийся от родителей. Не прошло и несколько месяцев, как в райисполком поступило обращение: “У нас в нескольких местах отклеились обои и оторвалась доска на кухне — помогите привести дом в порядок”. Это при всем при том, что девушки уже давно являются совершеннолетними и у одной из них есть муж. На первый взгляд, казалось бы, смешная ситуация, если бы она, в конце концов, не дошла до абсурда. Естественно, просительницы получили отрицательный ответ. Однако отказ их возмутил до глубины души, и они решили пожаловаться на свою горькую судьбу во время личного приема одному из высоких столичных чиновников. Причем за прошедшие несколько дней аппетит  обиженных сирот существенно увеличился — вместе с мелкими ремонтными работами они требовали еще и установить им забор.

А как вам такой пример: безработная одинокая мама, состоящая на учете в службе занятости, за два года отказалась от тридцати предложенных вакансий, так как ни одна из них ее не устроила. При этом на протяжении нескольких лет женщина получает социальную адресную помощь. Парадокс? Семья имеет статус малообеспеченной, однако никакого желания добывать хлеб насущный у человека почему-то нет. Хотя по специальности мама является поваром, и найти работу, чтобы прокормить детей, не составило бы труда. Но зачем? Халява — великая вещь. При знакомстве с ней в душе многих людей начинает разрастаться “бацилла” иждивенчества. Это же так удобно: ты ничего не делаешь, а тебе все дают, заботятся о тебе, жалеют. Человек начинает думать, что такое отношение к жизни — норма. Некоторые настолько входят в роль социально незащищенных и малообеспеченных просителей, что становятся великими комбинаторами в этом деле. Безошибочно чувствуя, где можно взять жалостью, а где измором.

Когда только появилась форма переселения на новое место жительства, находились некоторые предприимчивые безработные, для которых кочевать с места на место вошло в привычку. Они совершали такой переезд регулярно раз в три года. А почему бы и нет? Государство берет на себя расходы по переселению безработного с выплатой компенсации как ему самому, так и всем членам семьи. Плюс ко всему предоставляются дом и работа. О том, чтобы беречь имущество, у людей даже мысли не возникало. Не свое — не жалко. Доходило до того, что некоторые использовали в качестве топлива заборы и половицы. Дрова-то заготовить было лень. Причем засовывали доски  в печку целиком, не порубив на части. Сидели и подпихивали. Сделав все, чтобы довести колхозный дом до ручки, горе-хозяева заявляли, что работа их не устраивает, давайте подыскивайте другой вариант. В результате, чтобы исключить такие ситуации, была введена следующая мера: воспользоваться подобной формой поддержки можно только один раз.

Безусловно, зачатки иждивенчества коренятся в семье, когда ребенка приучают к тому, что все ему преподносится на блюдечке. Однако в какой-то степени в этом виновато и само общество, так как зачастую к подобной пассивной позиции подталкивают льготы. В свое время неполным семьям были предоставлены немалые преференции: бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, адресная социальная помощь, надбавка к пособию по уходу за ребенком до трех лет. В результате резко выросло количество незарегистрированных браков. То же самое произошло и с пособием по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми. Как только его размер существенно увеличился, дошло до того, что ухаживать за стариками подрядились даже здоровые мужики. Поэтому неудивительно, что недавно были внесены изменения и дополнения в Указ “О государственной адресной социальной помощи”, предусматривающие более адресный подход в предоставлении помощи и введение для этого дополнительных фильтров.

Причем тенденция социального иждивенчества характерна не только для нашей страны. В Греции в  разгар экономического кризиса ради социальных выплат для незрячих “ослеп” чуть не целый остров Закинф. В Британии вопрос выявления лженетрудоспособных пытались решать с помощью  детекторов лжи.

А в России при оказании социальной помощи стали заключать социальные контракты.

Но введение ограничительных мер — это лишь одна сторона медали. Главная проблема коренится внутри каждого из нас, и заключается она в привычке принимать и ничего не отдавать взамен. Сначала родным, потом — обществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти за пределы своей квартиры. В подъезде — помойка, во дворе — свалка. Смотреть за порядком и чистотой здесь должен кто-то другой, но не мы. В одном из районных центров решили провести эксперимент: поставили за счет местного бюджета красивый забор и попросили жителей города на добровольной основе оплатить в складчину половину его стоимости. Деньги планировалось направить на строительство детского садика. Эффект был просто потрясающим — ни один человек не откликнулся. И дело отнюдь не в достатке. Такое отношение можно встретить и в элитных коттеджных поселках. Вокруг выстроены царские хоромы, а идти к ним приходится в буквальном смысле по грязи, так как скинуться на то, чтобы сделать нормальную дорогу, никому не приходит в голову. Опять-таки срабатывает принцип: прилетит добрый волшебник и устроит нам комфортную и сладкую жизнь. Но так бывает только в сказках...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter