Раввин Григорий Абрамович: Даты достигаемых нами целей

Даты достигаемых нами целей

После захода солнца 30 мая по еврейскому календарю наступит 6 сивана, праздник Шавуот. Название праздника переводится как “недели”, и согласно традиции дата праздника вычислялась относительно праздника Песах, от второго дня которого отсчитывали 49 дней, или 7 недель. Этот день был также временем, когда приносили первые плоды в Иерусалимский храм, собирали урожай пшеницы. В этот день Всевышний даровал народу Израиля через Моисея скрижали завета, и этот день считается днем рождения царя Давида. Вот почему в синагогах читают в Шавуот десять заповедей и книгу Рут (прабабушки царя Давида).

При всей важности праздник Шавуот веками не имел конкретной даты. Пик разногласий по дате праздника выпал на эпоху II—I веков до нашей эры. Цдуким, или саддукеи, считали, что отсчитывать дату праздника нужно не от второго дня праздника Песах, а от первой субботы праздника, как и указано в Торе. Прушим, или фарисеи, утверждали, что 49 дней нужно отсчитывать от второго дня Песах, так как шаббат в Торе может означать не только субботний, но и праздничный день. Обе эти группы были правы по-своему, и как они отмечали праздник в разное время, остается только догадываться.

Однако к концу I века точку в этом споре поставил раввин Йоханан бен Закай. Талмуд (трактат Менахот 65) рассказывает о его споре и доказательствах в пользу того, чтобы у праздника Шавуот была дата 6 сивана. Мы учим, что после его утверждений нашелся один спорщик, который никак не хотел принимать мудрых доводов и логики. И тогда раввин Йоханан, будучи человеком спокойным, в меру либеральным, с прекрасным педагогическим талантом, ответил спорщику: “Да не будет изучение Торы пустой болтовней”.

И этот довод оказался не менее значимым, чем многовековые споры.

В ближайшее время в Минск прибудет старинный Свиток Торы. Данный Свиток Торы, передачу которого организовал Всемирный совет прогрессивного иудаизма в Иерусалиме, станет подарком от общины глухонемых и слабослышащих Лос-Анджелеса такой же общине в Минске. И передача такого рода проходит впервые в истории. Увы, есть источники в нашей традиции, которые не рекомендуют читать свиток для глухонемых (первоначально из добрых побуждений, так как писались они в момент отсутствия языка жестов). Однако сегодня мы живем в мире не только возможностей для учебы и познания нового, но и в мире, где инклюзия и забота о человеке и о его духовном мире не менее важна, чем ранее написанные уставы и правила.

Шавуот — это время изучения Торы, в которой допускаются и комментарии, и обсуждения, и даже споры. Но это и праздник, в задачу которого входит обозначить время окончания пути от праздника Песах до праздника Шавуот. Это как последний звонок в школе: никто не сказал, что нужно закончить учебу, но важно помнить, что пришло время перехода в другой класс, а для кого-то и в другое учебное заведение. И пусть Всевышний дарует нам мудрость к завершению наших целей, к точным датам выполнения наших обязательств и к пониманию и ощущению важности наших праздников и памятных дат.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter