Как упростить условия ведения бизнеса?

Дать ни больше ни меньше. Где золотая середина?

На общественное обсуждение вынесен пакет правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса. ОДИН из главных здесь посылов — заявительный принцип открытия своего дела. То есть фирме уже не надо будет спрашивать разрешения. Она просто сообщает в местный орган власти о том, что желает работать в таком-то месте и в такой-то сфере и завтра может приступать к работе.

При этом, понятно, решится сразу несколько проблем. Исчезнет субъективизм, а то и произвол. Ведь запретить что-то открывать могли и потому, что у кого-то поблизости родственник или друг владел кафе, парикмахерской или мастерской. Зато теперь выиграет потребитель: при большой концентрации различных точек бизнеса придется снижать цены.

Конечно, упрощение правил вовсе не означает полной вольницы. Базовые требования, обеспечивающие безопасность общества и здоровье человека, остаются. Однако все ныне действующие пожарные и санитарные правила будут отменены, а новые минимизируют. Предусматривается и значительное сокращение проверок. Плановые вообще отменят, останутся только внеплановые и строго по определенным основаниям.

Важно и то, что бизнес станет менее тревожным. Предусматривается корректировка Уголовного кодекса. Она предполагает значительное уменьшение поводов для лишения свободы за экономические преступления. Да и административные наказания ослабнут. Например, если выявленные контролерами технологические огрехи вовремя устранят, то никаких санкций вообще не будет. Не станут наказывать и за малозначительные административные правонарушения в экономике.

Зато предлагается ввести институт налоговых консультантов. Они избавят бизнес от необходимости вникать во все фискальные тонкости. Предприниматели будут давать консультантам необходимые сведения, а те — нести ответственность за полноту уплаты денег в казну.

Естественно, все нюансы разработчики учесть не могут. Поэтому с первых дней обсуждения посыпались предложения по усовершенствованию документов.

Например, под действие проекта Указа «О некоторых мерах по созданию условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения» попадают фирмы, находящиеся в сельской местности и городах с населением до 20 тысяч человек. Сразу же пошли вопросы: чем хуже райцентр, если в нем проживает на полтысячи людей больше? Поэтому появились предложения о том, чтобы внести в этот перечень все районные центры, за исключением крупных. Например, таких, как Пинск, Барановичи, Бобруйск, и некоторых других, где проживает более 100 тысяч человек. Тогда предприниматели в городах с населением более 20 тысяч не будут чувствовать себя обделенными.

Высказано и пожелание упростить ведение бухгалтерского учета в микроорганизациях, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта. Мотив? Как правило, это фирмы, где в штате владелец и три слесаря. А принимать на работу бухгалтера экономически невыгодно, так как реальный доход он не приносит, а налоговая база из-за него увеличивается. К тому же зачем никому не нужные подсчеты. Главное — уплата налогов.

Инициируется также упрощение интернет-торговли. Законодательство часто не видит различий между ней и классическими формами через стационарные объекты. Но ведь владелец интернет-магазина часто и продавец, и снабженец, и курьер в одном лице. У него нет времени на оформление различных бюрократических процедур, которые не дают ничего государству.

Общественное обсуждение проектов продлится месяц. Спешите. Ценные предложения всегда будут услышаны.

Александр ЛАСЕВИЧ, руководитель фермерского хозяйства «Исида» Минского района:

— Сегодня фермер — это не владелец огорода, а бизнесмен. Но почему-то об этом зачастую забывают. Скажем, пробиться частному предпринимателю на прилавки гипермаркетов  весьма сложно, хотя по качеству продукция не уступает той же польской. В магазинах фиксированные цены на отечественные овощи в отличие от импортных. Крупным торговым сетям выгоднее продавать зарубежный товар с большей наценкой, чем наш белорусский. Сегодня частный бизнес   не рассчитывает на такие же меры поддержки, которые оказывают госпредприятиям. Надо  выравнивать условия  по одной простой причине — на селе работящие собственники живут за счет своего труда. Они кровно заинтересованы в положительных результатах своей деятельности.

Николай МАРТЫНОВ, гендиректор кожевенно-обувного холдинга:

— Процессы должны быть выверенными со всех точек зрения и углов. И тогда  все механизмы, законы будут действовать. Однако сегодня помощь в бизнесе — вопрос очень осторожный. Здесь нельзя дать больше, чтобы не воспитать иждивенцев, нельзя дать меньше, чтобы не развалить начатое дело. Нужно найти ту золотую середину, которая непосредственно нужна для бизнеса.

Ольга БОРИСЕНКО, руководитель частного туристского унитарного предприятия «Золотой компас» Вилейского района:

— Туристическим делом занимаюсь уже четвертый год. Не скажу, что за это время меня донимали проверки. Другой момент — бумажная работа. Много времени отнимает составление справок, отчетов, заполнение документов. По любому вопросу нужна стопка бумаг. Еще одна проблема, на которую хотелось бы, чтобы обратили внимание, — количество всевозможных выплат. Помню, десять лет назад работала на рынке, тогда вводили единый налог. Мы все радовались, поскольку проще один раз заплатить. Но сейчас такое ощущение, что об этом все забыли. Например, я плачу налог на прибыль, отдельную сумму — за помещение, отдельную — за кассовый аппарат, отдельную — за телефон и так далее. Не проще ли все объединить в один платеж? Так, думаю, нарушений со стороны предпринимателей будет меньше. Заплатил раз в месяц или раз в год и спокойно работаешь.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter