О трудностях общественного транспорта

Дать дорогу

Общественный транспорт многие минчане считают самым настоящим испытанием для нервов. В салон порой не вбиться (что уж говорить о том, чтобы в час пик проехать сидя!), маршрутная сеть постоянно оптимизируется, из–за частых заторов автобусы и троллейбусы ползают как черепахи, трамвай — так и вовсе не объедет... Даже я, пассажир в общем–то лояльный, с ходу выставлю перевозчикам нелицеприятный счет. Факт, увы, неоспоримый: на минских дорогах удобно прежде всего легковым авто. А общественному транспорту, как бы мы ни хотели, раз за разом приходится посторониться.



Эксперты давно сделали вывод: залог пассажирского комфорта — в первую очередь в скорости передвижения. Именно на этом акцентировано внимание в Государственной программе развития транспортного комплекса на 2016 — 2020 годы. И решение, кажется, на поверхности: выделить для общественного транспорта свою отдельную полосу на дороге. Как в Варшаве, где, замечает заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко, за счет этого объемы перевозок пассажиров возросли на треть. Поляки перестали часами простаивать в пробках и стали добираться на работу за 20 минут. Почин есть и у нас. К примеру, на проспекте Независимости у цирка, на Привокзальной площади. Но давайте вспомним, как часто кого–либо штрафовали за то, что перестроился в полосу для автобусов и троллейбусов? Мало того, что обособленных полос нынче раз–два и обчелся, так еще и имеющиеся общественному транспорту помогают не всегда. Подобно несознательным пешеходам, которые то и дело заступают на велодорожку, наши водители предпочитают считать «выделенку» общей вотчиной. Да что там, даже трамвай без помех иной раз не может пробраться по собственным рельсам: мелкие ДТП на путях то и дело на время оставляют в транспортной блокаде целые микрорайоны... Только с начала года трамвайное движение в сторону Зеленого Луга было парализовано почти сотню раз!

Уже представляю, как на меня со скоростью торнадо обрушивается гнев автомобилистов. Дескать, улицы наши до того загружены, что забрать лишнюю полосу в угоду общественному транспорту сродни преступлению! Предполагаю даже, каким именно козырем могут быть побиты мои размышления. Автобусы и троллейбусы, трамваи и метро, мол, перевозят немногим более 40 процентов пассажиропотока. Остальные почти 60 — личные авто. Но, уважаемые эгоисты, а почему вы забываете о том, что нынче дополнительный ряд вы забираете у себя сами, паркуя в крайних правых полосах машины на ночь и останавливаясь где вам вздумается «всего на пять минуточек»? Почему не хотите провести простой математический расчет, чтобы понять: три легковых авто на дороге займут столько же места, сколько и рейсовый сочлененный автобус. Только сколько при этом перевезут людей?

Скорость движения, утверждает Александр Шишко, — это и вопрос экономики. И снова расчеты. Если на одном конкретном маршруте работают 50 единиц подвижного состава, то увеличение средней скорости всего на 3 километра в час позволит сократить 3 автобуса. Сохранив при этом интервалы движения. Минские транспортники не дадут солгать: когда каждый автобус и каждый водитель на счету, это немаловажно. Глядишь, появится дополнительная возможность пустить то тут, то там транспорт чаще, сделать так, чтобы пассажир не чувствовал себя той самой селедкой в бочке.

Но не только в комфорте дело, в популяризации общественного транспорта есть и сверхзадача. Большой город, удобный для автомобилистов, из–за постоянных выбросов СО2 априори не может быть экологически чистым. Тут уж два варианта. Либо строить планы, как в Норвегии, где до 2030 года поставлена задача полностью перейти на использование электромобилей и для них нынче активно развивается инфраструктура (скажем, в прошлом году было построено свыше 700 соответствующих заправок). Либо легковушки «поставить на место» — на удобные перехватывающие стоянки, к примеру. Чтобы в городе тесно было прежде всего им, а не пешеходам, велосипедистам и автобусам–троллейбусам–трамваям.

Спросите: ну а наш общественный транспорт в плане экологии? Решено: и он должен быть с приставкой «эко». На минских пригородных маршрутах вот уже второй год работают «газовые» автобусы, а к Новому году мы увидим и электробусы. Первые ласточки...

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 212 (25094). Четверг, 3 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter