Дары из Красной Слободы

Краснослободский консервный комбинат ищет пути развития

На Краснослободском консервном комбинате (Солигорское райпо) большинство сотрудников помнит времена, когда предприятие работало в 4 смены, машины под загрузку сутками в очереди стояли, а покупатели со всего Советского Союза искали на заводе «блат». В Мурманск и Архангельск краснослободские консервы отгружали вагонами.

Есть проблема!

За прошедшие тридцать лет ситуация на комбинате изменилась кардинально: география поставок сегодня ограничивается практически территорией Беларуси, количество работающих сократилось в три раза, но вот ассортимент изменениям подвергся не столь критично. Те же, что и раньше, солянки, закуски, рагу и та же обеденная группа из свежих овощей и грибов. Одно осталось неизменным: на протяжении всей истории комбината — выпуск натурального и вкусного продукта. Не ради красного словца замечу: натуральность и качество плодоовощной консервации стали практически основным брендом перерабатывающей промышленности потребкооперации. Что же касается консервов из Красной Слободы, честно заявляю: из четырех попробованных мною заготовок: свеклы тушеной с фасолью, солянки «Любительской» с грибами, солянки по-домашнему из квашеной капусты и фасоли с овощами — не знала, чему отдать предпочтение. Все было очень вкусным, сытным, ароматным, прямо как дома.

Однако, выпуская столь полезную и аппетитную продукцию, перерабатывающее предприятие испытывает неимоверные трудности. Вместе с Николаем Чернявским, председателем Солигорского райпо, Мариной Герасимовой, заместителем по промышленности, пытаемся вместе разобраться в ситуации, в которой сегодня оказалось предприятие. По мнению руководителей, одна из основных проблем экономического состояния завода связана с неумением продавать свой конечный продукт в современных условиях. Сказать, что плодоовощная кулинария не пользуется успехом, — обманывать себя. Стоит только посмотреть на ассортимент и очереди в соответствующих отделах торговых сетей, чтобы убедиться: переработанные овощи, скорее, хиты продаж, нежели аутсайдеры. Так что же мешает плодоовощным консервам занять достойное место в потребительской корзине? Николай Николаевич уверен, что заводская продукция предназначена определенной группе потребителей. В крупных городах, где есть возможность брать свежие овощи и квашенья-соленья из бочек, спрос на консервы будет ограничен. Но для людей с определенными финансовыми возможностями, как и в небольших населенных пунктах, такие закатки как раз являются важными. А еще нужна реклама. Не просто «Купляйце беларускае», а мощная, агрессивная, направленная прежде всего на молодое поколение. Потому что молодежь сегодня не в курсе, что скрывается под жестяной крышкой в неказистой стеклянной банке. И здесь хочу привести пару цитат из прочитанного мной на одном из белорусских интернет-порталов: «Просто сменить упаковку, выбросить на помойку, в конце-то концов, эти совдеповские банки, разработать современную удобную и оптимальную упаковку, привлекательный дизайн, провести рекламную кампанию с розыгрышем пылесоса — и солянки будут поглощаться направо и налево», «Я вчера банку овощной солянки «Слободар» навернул солигорского производства… Отличная вещь, вам скажу!!!»

Ностальгические нотки

Интерес к белорусской плодоовощной продукции, недорогой и качественной, почувствовали и российские коммерсанты. Предприниматели из Хабаровска создали компанию «БелВосток», открыли сеть магазинов, которые торгуют белорусскими товарами, а с начала осени прошлого года стали регулярно закупать краснослободские консервы. И хотя, по их мнению, цена в итоге получается высоковатой в сравнении с российскими или китайскими аналогами, белорусские закатки у российских потребителей ассоциируются прежде всего с качеством и отличным вкусом. Сегодня хабаровчане предлагают увеличить объемы поставок в разы — закупать фурами. В регионе появились сторонние организации, которые готовы продавать белорусские солянки, рагу и прочие овощные консервы. Кроме того, в райпо обсуждаются условия продаж в Нижегородскую и Мурманскую области. В Нижнем Новгороде, к примеру, менеджеры в течение двух недель знакомили оптовые предприятия с образцами и ценами на краснослободскую продукцию. В итоге российские коммерсанты рассчитывают распространять солигорские консервы по небольшим населенным пунктам через нижегородский логистический центр сразу в пяти областях, в том числе Владимирской, Архангельской, и Республике Чувашии.

Цена внутреннего спроса

Нельзя однозначно утверждать, что российский рынок — панацея для завода. Хотя на ближайшую перспективу направление, действительно, разумное. Правда, по мнению Николая Чернявского, риски существуют: «Есть примеры работы с российским рынком, когда вероятность невозврата валютных средств достаточно высока, но рисковать все же надо, не глядя ни на что. Иначе в Беларуси как производство мы обречены на неуспех». Бизнес, коммерция — это всегда та вершина, покорять которую нужно взвешенно и осторожно. Во-первых, знанием кредитной и деловой истории иностранного партнера (и здесь неоценимую помощь могут оказать диппредставительства Беларуси), во-вторых, банковскими гарантиями и, в-третьих, страхованием сделок. А еще, добавлю от себя, определенной смелостью и желанием активно работать со стороны руководителя.

Реализация краснослободской продукции не ограничивается только российскими регионами. Но отечественный рынок не в состоянии потребить такое количество выпускаемых в республике плодоовощных консервов. Отсюда и товарные запасы на предприятии на 5—6 млрд. рублей в год при месячном производстве в 700—800 млн. рублей. Чтобы привести в равновесие баланс «выпуск—реализация», руководство райпо уверено, что надо разумно подходить к планированию выработки товара. Когда на предприятии составляли производственную программу на 2014 год, в первую очередь проанализировали реализацию за последние три года. Вывели среднюю цифру и пришли к выводу: чтобы не работать «на склад», производство в 2014 году должно составлять 80 % от производства прошлого года. И даже административный ресурс о приоритетном наполнении кооперативных торговых прилавков собственной продукцией не снимет остроту вопроса. Без умения грамотно продавать готовая продукция грозит залежаться, но только уже на магазинных полках, что денег предприятию, конечно же, не прибавит.

Не секрет, как сложно производителям из районов пробиться в сетевые магазины. И это при том, что продукцию местных консервных комбинатов в крупных торговых рядах надо еще поискать. И если у краснослободчан солигорские подразделения «Евроопта», «Виталюра», торговой сети «Грин» еще берут консервы, то в остальных регионах картина совсем не радужная. Тем не менее уже практически решен вопрос о предоставлении места под продукцию «Слободара» Минским мясокомбинатом, который сегодня располагает сетью из 15 магазинов.

Заглядывая наперед

Краснослободской консервный завод работает с 1963 года. Модернизации и замены оборудования на заводе с момента основания практически не было. Сегодня на предприятии присутствует около 80 % ручного труда. Одно из самых слабых мест производства — теплоэнергоресурсы. Котельная работает на мазуте, который приходится подвозить собственным транспортом от железнодорожной станции в Слуцке. Ежемесячно в топке «сжигается» порядка 250 млн. рублей. Котел на заводе, по словам работников, раритетный. Больше в Беларуси таких не встречается. Так вот благодаря только «старичку» удельный вес тепловой энергии в себестоимости продукции приближается к 17 %. С каждым годом все сложнее находить фирмы, которые занимаются пусконаладкой и оптимизацией расхода мазута данного типа котлов. Руководство райпо прикинуло: если поставить газовый котел, благо ветка магистрали за забором, то теплозатраты можно будет скинуть практически в 2,5 раза: с 17 до 7 %. На заводе надеются, что к началу следующего отопительного сезона работать котельная начнет все же на газу.

На старой телеге в рай не заедешь. Николай Чернявский хорошо понимает, что с нынешним ассортиментом завод может продержаться еще несколько лет. Но без коренного изменения производства, без новой продукции будущее предприятия весьма туманно. Изучая опыт зарубежных коллег, в райпо пришли к выводу, что самое перспективное направление — выпуск замороженной овощной и плодовой продукции. И не просто выпуск, а выборка, упаковка, укладка должны быть сделаны по последнему слову производства и капризам потребителя. В ближайшей перспективе на заводе планируют возобновить выпуск натуральных соков, тем более что на местном рынке сбыта («Белкалий», закрытые учреждения, санатории, школы, больницы и т.д.) именно эта продукция востребована. Само местоположение Солигорского района с его уникальными оздоровительными соляными шахтами становится отличной рекламной площадкой не только республиканского значения. Положили глаз на заводе и на более широкое использование грибов — не только лесных, но и культивируемых. По сути, шампиньоны сегодня чуть ли не достояние национальной кухни, а консервы по-прежнему завозим издалека. Предложения о поставках свежих грибов, кроме отечественных фермеров, уже поступают из России, Украины и даже Израиля.

Но, чтобы осуществить задуманное, нужны реальные деньги, желательно валюта. Здесь основным источником для наполнения заводского кошелька становится российский рынок сбыта. И на сегодня это одна из основных задач заводчан.

Заметки стороннего наблюдателя

Белорусские перерабатывающие заводы выпускают уникальную по рецептуре и вкусовым качествам продукцию, которую никто в мире (за исключением нескольких предприятий в России) больше не делает. Венгры сосредоточены в основном на консервировании огурцов, томатов и фасоли, французы — кукурузы, горошка, бамбука, китайцы — ананасов, персиков и т. п. Для белорусов же национальным брендом могут стать солянки, рагу, грибы, щи и борщи. Сложившиеся десятилетиями и оправданные временем технологии и традиции качества, экологичности, вкуса тому подтверждение, и их просто необходимо сохранить и развивать.

И кто знает, может быть, через несколько лет одетая в глянцевую аппетитную упаковку квашеная капуста, обильно сдобренная клюквой и тмином, станет хитом продаж в супермаркетах Европы…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter