В какие “серые схемы” попадают стремящиеся к легким деньгам

Даром не нужно

За последние десятилетия какие только мошеннические иллюзионы ни демонстрировались на постсоветском пространстве. В них четко расписаны роли: есть вдохновители, исполнители и жертвы — те самые случайные герои, оказавшиеся в одной упряжке с главными персонажами из-за доверия и денег. К сожалению, по жизни редки случаи, когда надежда на легкие дары судьбы оправдывается и не требует взаимной платы.


Позади то непуганое время, когда студенты, молодые мамы и седые пенсионеры с легкостью соглашались на роль директоров частных фирм. А ведь была целая эпопея!

Схема выглядела просто, как белый день. Ее яркими мазками набросали еще в начале прошлого века Ильф и Петров, увековечив в образе Фунта зицпредседателя конторы “Рога и копыта” в романе “Золотой теленок”. Спустя десятилетия в сущности мало что изменилось. В центре схемы — номинальный руководитель. Вот он — герой прошлого десятилетия. Создатели отечественных фирм-однодневок очень нуждались в таких же директорах. Добровольцев на “парадные” должности заманивали деньгами. Плата небольшая, но стабильная. Всего-то и нужно: паспортные данные да взмах пера в документах. Это уже со временем стало понятно, что ничего даром не дается. Во всяком случае, многие “фунты” за доверчивость поплатились нервными клетками и серьезными суммами. Когда вскрывались коммерческие махинации, именно подставные руководители становились ответственными за аферы, которых не совершали.

Одну из последних таких историй расследовали в Гомельском районе. Правда, потребовалось более полутора лет, чтобы не только разобраться с фиктивными директорами, но и найти, а потом и собрать доказательства вины основного “героя” обходного бизнеса. В управлении Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Гомельской области вспоминают эту историю так:

— Началось все с того, что в поле зрения контролирующих органов попали три частные фирмы, работавшие с Октябрьским заводом сухого обезжиренного молока и Оршанским молочным комбинатом. Почему появился интерес? Сделки совершали, деньги по расчетным счетам переводили, а вот налоги не платили. Призвали к ответу соучредителей и директоров коммерческих структур, в общей сложности шесть человек. Пятеро из них оказались жителями одной деревни  Гомельского района. Более того,  родственниками. Дворник, его жена, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, двоюродный брат, осужденный за неуплату алиментов ... Жители Гомельского района в один голос заявили, что стать директорами их попросил односельчанин — состоятельный человек. За новые должности вручил по 100—150 долларов, а еще выдал пластиковые карточки, обещая ежемесячно начислять директорскую зарплату.

Для сельских лжедиректоров, чьи фамилии и подписи значились в документах липовых фирм, эта история закончилась неприятно. Всех привлекли к административной ответственности, а Экономический суд области обязал их возместить весомую сумму неуплаченных налогов. Правда, после задержания основного вдохновителя бизнес-затеи у фиктивных руководителей появилась надежда на то, что платить будет все-таки он.

Сложный квартирный вопрос тоже выкидывал разные коленца. Даже имея за душой жилые метры, с трудом откажешься, если выпадет возможность заполучить еще кусочек комфортной площади. Желательно дешевле и быстрее.

Однако история дома на улице Портовой, 13 в Гомеле, обретшая известность четыре года назад, оказалась верхом изобретательности.  Комитет госконтроля Гомельской области при проверке обнаружил, что в сгоревшем частном доме общей площадью около 32 квадратных метров, который признан аварийным, зарегистрировано 19 человек, 17 из которых являлись собственниками долей от 20 квадратных сантиметров до 7,95 квадратного метра!

В прокуратуре Гомеля взялись распутывать клубок интересов. И вот что оказалось. По словам заместителя прокурора Алексея Гаврикова, на тот момент подобные сделки не были запрещены законодательством. Да и как предусмотреть столь витиеватый ход предприимчивой мысли? Уже в суде работникам  городской прокуратуры, которая представляла государственные интересы, пришлось доказывать, что владельцы разваленного дома, в котором никто из них не жил, покупали метры ради права на льготное строительство.  Благодаря таким вот сделкам купли-продажи и дарения на протяжении трех лет эти люди встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а шестеро из них смогли получить льготные кредиты и субсидии на строительство жилья во внеочередном порядке.

Чем дело кончилось? Рухнувшими планами. По 18 владельцам сделки признали недействительными и возвратили в первоначальное состояние, одноразовые субсидии взыскали. После этого прецедента под условным названием “Портовая,13” были внесены изменения в законодательство.

На смену отработанным схемам приходят другие. Недавно одна из них стала достоянием публичности. Причем вскрылась после ужасной трагедии.

До сих пор на слуху страшная авария, которая произошла 20 июля на трассе Одесса — Киев.  Микроавтобус с гомельчанами врезался в неисправную фуру, стоявшую на проезжей части. Погибло пять человек, пострадало 12. Те, кто выжил, рассказывали: то была однодневная поездка на море. Дальше — больше. Некоторые ехали бесплатно, некоторым даже приплатили. За что? Почему? Что за благотворительный тур? Здесь и появились подробности. Старший помощник прокурора Гомельской области Татьяна Роднева обрисовывает картину:

— Есть информация о том, что белорусы оказались в Украине в рамках “серой схемы” по оформлению временного ввоза европейских авто. Суть ее такова. Украинские автолюбители экономят на ввозных пошлинах: пригоняют машины из ЕС, но не проводят растаможку и продолжают ездить на европейских номерах. Причем на украинской таможне машины оформляются как временно ввезенные и спустя несколько часов уже в Украине перепродаются. Оформлять на себя временный ввоз большого количества машин украинские “перекупщики” не могут, так как это запрещает их законодательство. Поэтому прибегают к помощи нерезидентов Украины —  белорусов. Нашим соотечественникам предлагают оформить временный ввоз авто из Европы на себя за различные блага — бесплатный краткосрочный отдых на море и дополнительные 20—40 долларов наличными. При этом украинцам вся услуга обходится 300—350 долларов. В социальных сетях можно найти огромное количество таких предложений, но ни слова о том, чем чреват подобный бизнес. А проблемы не исключены.

Татьяна Роднева перечисляет варианты. Это и финансовые последствия при нарушении таможенного законодательства, и риск остаться без собственного авто, и угроза запрета на въезд в Украину.  Опять же белорусский участник “серой схемы” может оказаться под ударом, если водитель автомобиля  станет виновником аварии. Ответственность в таком случае ляжет на лицо, оформившее на себя временный ввоз машины. Так что лучше самим себя поберечь от подобных ловушек, заточенных под наши слабости.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter