Для чего Налибокской пуще нужны дикие лошади из Нидерландов

Дареным коням в зубы не смотрят

Смысл необычного эксперимента в Налибокской пуще: не доспустить потрав и расселить тарпанов по другим заповедникам

Реакция на появление свыше 150 тарпановидных диких лошадей породы коник, которых недавно завезли в республиканский ландшафтный заказник «Налибокский», не заставила себя ждать. Кто-то в соцсетях отозвался восторженными комментариями, кто-то выразил сомнения: зачем, дескать, нашей пуще чужаки из Нидерландов? Как они повлияют на равновесие экосистемы? Не появятся ли у жителей близлежащих сел и местных аграриев дополнительные поводы для тревоги за свои урожаи? Тем более подобные прецеденты были. Например, зубры, некоторое время назад заселенные на территорию заказника «Озеры» на Гродненщине, не раз были замечены на полях местных сельхозпредприятий. Не повторится ли ситуация и на угодьях организаций, расположенных, например, на территории Воложинского района?


Начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Беларуси Александр Козорез, один из инициаторов большого переселения, спешит развеять сомнения скептиков:

— Идея завезти тарпановидных лошадей обсуждалась давно. Для чего? Чтобы полностью восстановить пищевую цепь на территории заказника. Тарпаны населяли эти земли несколько столетий назад. Нередко их использовали в военных целях, а после начали массово уничтожать, считая вредителями сельского хозяйства. В 1930-х годах в Польше стали заниматься восстановлением этой популяции. Затем часть животных перевезли в питомник для птиц в Нидерландах: как оказалось, такое соседство способствует эффективному разведению пернатых. Со временем возник вопрос о расселении копытных. Здесь наши интересы сошлись, коллеги-нидерландцы передали нам на безвозмездной основе стадо из 151 особи. По описаниям, белорусские новоселы очень похожи на своего предка: мышастый окрас, черный «ремень» на спине, зеброидные полосы на ногах. Одно отличие — грива: она не стоит «ежиком», а развевается на ветру. 

Специалист добавляет: в заказнике дикие лошади будут выполнять еще одну важную задачу — обеспечивать натуральное обновление пастбищ, не давать им зарастать. А у зубров и оленей на «столе» всегда будут сочные и питательные корма. Дикие лошади породы коник, как показал европейский опыт, хорошо справляются с ролью «газонокосилок». 

До конца октября лошади будут на карантине — пастись на огороженной электрическим проводом территории и находиться под постоянным контролем ветеринаров. Этот период важен еще и для того, чтобы у животных выработался хоминг — инстинкт возвращаться «домой». Сейчас специалисты подкармливают их. Это ускорит процесс привыкания, и, оказавшись на вольном выпасе, табун не будет далеко уходить от прикормленного места.

— Подумали и о территории расселения, чтобы не доставлять неудобств сельхозпредприятиям, — рассказывает директор заказника «Налибокский» Василий Гурков. — Лошадей поселили на северных площадях охраняемой зоны. До ближайших сельхоз­угодий порядка четырех километров, к тому же естественным барьером будет служить река Ислочь. А водные преграды лошади, как правило, не стремятся преодолевать.

Это был один из основных рис­ков — возможность потрав сельского хозяйства и контакт с человеком, отмечает Александр Козорез и добавляет, что повадки белорусских новоселов соответствуют их диким предкам. Лошади держатся крупным стадом, при опасности занимают линию обороны. Так что людям лучше держать дистанцию, да и редкая лошадь даст подойти к себе на близкое расстояние.

За несколько недель, что животные живут в «Налибокском», стадо увеличилось — на территории заказника родились два жеребенка. Одного из них кличут Иванычем — в честь Александра Козореза, вторую назвали Сьюзан — так зовут одну из нидерландских коллег.

Конечно, переселение диких лошадей на территорию заказника — уникальный эксперимент. И если он будет удачным и стадо будет расти, то коников расселят на территории других заказников. Например, в «Споровский» или в «Званец». Кроме того, в «Налибокском» думают организовать новые экотуры и приво­зить группы туристов полюбоваться на диких красавцев. Ведь новоселы, уверены специалисты, могут не только практическую пользу приносить, но и доставлять эстетическое удовольствие.

КОМПЕТЕНТНО

Василий ШАКУН, заведующий лабораторией популяционной экологии наземных позвоночных и управления биоресурсами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам», кандидат биологических наук:

— Аргументом в поддержку идеи переселить тарпановидных лошадей стало научно доказанное положительное влияние травоядных на поддержание экологических систем в хорошем состоянии. Эти животные будут не только способствовать сохранению высокопродуктивных лугов, но и сохранности популяций волка, медведя, зубра, оленя благородного, лося и косули.

Опасались, как копытные пройдут акклиматизацию. Но уже первые результаты говорят о том, что лошади успешно осваиваются, и проблемы с их обитанием в заказнике возникнуть не должны. Тарпаны высокоорганизованные в социальном плане, обитают на достаточно компактных участках, их поселили в урочище «Тяково», где хорошие кормовые условия позволяют содержать большое количество травоядных. К тому же сельские населенные пункты находятся на многокилометровом удалении от нового места жительства тарпановидных лошадей. Рассчитываем, что конфликта интересов аграриев, местных жителей и копытных удастся избежать. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Несколько лет назад на территорию Полесского государственного радиационно-экологического заповедника с чернобыльской зоны Украины перешли небольшие группы диких лошадей Пржевальского. Животные облюбовали пустующие деревни, там же выводят потомство, пастись предпочитают на прилегающих к поселениям полях. 

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter