Как бы ни был плох фильм “50 оттенков серого”, выпущенный накануне Дня святого Валентина, в первый день проката в США он собрал почти 9 миллионов долларов и 157 миллионов рублей в России. “Лучший романтический подарок — билет в кино”, — несмотря на свою лапидарность, этот призыв вполне работает. Перед 23 февраля в прокат выходит военно-историческая драма Дмитрия Месхиева “Батальонъ”, чтобы посрамить отдельных представителей сильной половины человечества, уклонившихся в свое время от военной службы. Страшусь представить, какой вал романтических комедий ожидает нас к 8 Марта. Одно ясно, фильм “Духless-2” с Данилой Козловским хищно нацелился именно на этот праздник. Как и новая голливудская версия “Золушки” Кеннета Брана, на этот раз в жанре фэнтези. Действительно, как можно было пройти мимо такого материала? Здесь же карета в настоящую тыкву превращается.
Почему проект, приуроченный к какому-нибудь празднику, априори оказывается в выигрыше по финансовым составляющим? Наверное, потому что в такие дни непроизвольно снижается планка требовательности. Мы особенно уязвимы, сентиментальны, хотим увидеть на экране свою мечту, отдохнуть от будней, поверить в чудо. Мы податливы и наивны, как дети. Этим и пользуются коварные продюсеры, заманивающие нас в ловушку. Но вот парадокс: за годы укоренения рыночных отношений и свободного финансирования киноиндустрии по-настоящему нового народного кино так и не появилось. Хотя нам это неустанно обещают. На чистом зрительском любопытстве сорвала куш “Ирония судьбы. Продолжение”, навязли в зубах многочисленные новогодние “Елки”, с каждой частью становилась все хуже “Любовь-морковь”, загубили неплохую идею авторы франшизы “Мамы” (выдерживает критику только первая часть).
Начинают авторы всегда за здравие, но заканчивают явно за упокой. Что-то не срастается у нас с продюсерами на мировоззренческом либо генетическом уровне — они нам бают про знойные острова и сладкую жизнь, а нам пачку маргарина по акции в гастрономе своего спального района успеть бы купить. Может, надо быть ближе к людям?..
Певцы родных осин вовсе не остаются в стороне. Своего народного кино у нас пока нет, хотя не удивлюсь, если на 8 Марта где-нибудь снова покажут премьерную мелодраму Александры Бутор “Сладкое прощание Веры”, а вот шоу-бизнес уже подтянулся. Причем конкретно.
В День всех влюбленных сразу два тяжеловеса белорусского шоу-бизнеса расчехлили свои гитары — Владимир Пугач и Виталик Артист, лидеры популярных групп “J:Морс” и “Без Билета”. Первый собрал пафосный “Прайм-холл”, второй замахнулся на “Минск-Арену” и не проиграл, собрав 8 тысяч зрителей.
Мне удалось лицезреть “безбилетников”, до Пугача не добрался. Что сказать — зритель в праздник настроен благодушно, тепленький во всех смыслах, брать его можно голыми руками. Виталика Артиста встречали так, будто он наш местный король рок-н-ролла, реинкарнация Элвиса Пресли. Никакого тебе психодела, ребята несли позитив. В свойственной им бесшабашной манере День святого Валентина объявили Днем святого безбилетника — имеют право. Но опять-таки ничего принципиально нового на шоу не увидел, как будто группа застряла в подростковом возрасте. Тем не менее 8 Марта она уже застолбила под свой концерт один из ночных клубов.
Так что, окунаясь с головой в праздничную эйфорию, все же “фильтруйте” мероприятия. Бездарный фильм или концерт, призванные снять под шумок пенку из звонких монет, вряд ли поднимут настроение, скорее, наоборот. Не ведитесь на фантики.