Дар Губара

Выходец из Беларуси сохранил для русской культуры большое наследие “Дар Губара” — так называется выставка Музея А.С.Пушкина на Пречистенке, развернутая в экспозиции Зубовского корпуса Екатерининского дворца в Царском Селе. На ней представлены экспонаты из уникальной коллекции Павла Губара, которую петербургский инженер начал собирать еще до революции. Родом Губар из Гродненской губернии Беларуси, и Фундаментальная библиотека Академии наук в Минске наряду с Музеем А.С.Пушкина в Москве может похвастать не менее уникальным даром собирателя редких книг, гравюр, документов. О смысле подобных собирательств беседуем сегодня с хранителем коллекции Губара, старшим научным сотрудником Музея А.С.Пушкина на Пречистенке М.УМАНЦЕВОЙ.

— Марина Федоровна, судя по всему, имя Губара широкой публике еще предстоит открыть. Что это был за человек, как ему удалось собрать такую богатую коллекцию? Вроде бы не миллионер...
— Вы правы, Павел Викентьевич не был миллионером, более того, в тех немногих личных документах, оставшихся после него, значилось, что он родился в 1885 году в семье крестьянина-бедняка в Гродненской губернии, в курной избе. Но по этому поводу у нас возникли некоторые сомнения, поскольку известно, что мальчиком Губар учился в Реальном училище в Вильно, а для ребенка из бедной семьи это вряд ли было бы возможно. Его коллекция охватывает целую эпоху в русском собирательстве ХХ века. Собирал он ее на протяжении всей жизни, а прожил 91 год, сохранив ясность ума и коллекционерскую цепкость до последних дней. Имя Губара хорошо известно исследователям русской культуры, и мы рады тому, что благодаря выставке оно возвращается в научный оборот.
В документах есть упоминание, что его отец работал на железной дороге, а тогда это было совершенно новое, очень прогрессивное направление. Железная дорога меняла не только жизнь тех мест, где появлялась, она меняла сознание людей, подобно Интернету в наше время. После Виленского реального училища, подготовка в котором, по нашим меркам, соответствовала вузовской, Павел Викентьевич около пяти лет проходил практику на Петербургско-Варшавской железной дороге, а, став дипломированным специалистом, был направлен на КВЖД.
Проработав там несколько лет, вернулся в Петербург. Работать начал на заводе Сан-Галли, который представлял собой целую империю, где производились всевозможные механизмы, лифты, делалось замечательное чугунное литье. Молодой инженер жил в заводском городке, в особняке для семей инженеров, были там и дома для рабочих, и школа для их детей. Что интересно, учителей этой школы каждое лето посылали за границу, чтобы они повышали квалификацию и могли преподавать детям рабочих на высоком уровне.
Вскоре Губара отправили на практику в Англию, но через полгода, когда началась Первая мировая война, он вернулся и был откомандирован в Кронштадтский военный порт. Продолжал работать по инженерной специальности, и, став к этому времени состоятельным человеком, мог позволить себе заниматься коллекционированием. Первой мощной его покупкой стала коллекция Николая Кузьмича Синягина, собиравшего “русскую тему” во всем ее многообразии.
По договоренности с Публичной библиотекой он уступил часть своего приобретения — лист графики — для фондов библиотеки. И здесь мы впервые сталкиваемся с Губаром как с собирателем, который продает вещи из своей коллекции только в государственные собрания, чтобы это “осталось”. С некоторыми музейными библиотеками его связывали теплые личностные отношения, например, с Фундаментальной библиотекой Академии наук в Минске. Туда Губар передал, как он говорил, ценнейшие вещи, которые обогатили собрание необыкновенным образом, достаточно перечислить “Панегирихос” 1709 г. (Киев), “Календарь или месяцеслов” 1720—1722 гг. (СПб.), прижизненные издания Тредиаковского, книги Новикова и другие. Сохранились письма сотрудницы этой библиотеки Збрылевич. Собирая исключительно предметы русской истории, книги и графику, Павел Губар выстраивал мир России таким, каким хотел его видеть.
— Что же мы можем видеть в этой коллекции?
— Россию ХVIII, ХIХ, начала
ХХ веков во всей ее необъятности. Так, главной темой Павла Викентьевича был Петербург, и мы можем проследить всю историю становления этого города, а через него и всей Российской империи тех лет. Вот, скажем, перед нами город при Анне Иоанновне, вот при Екатерине Великой, при Александре I, и завершается все это первой четвертью ХХ века. О сути собирательства хорошо сказал современник П.Губара, знаменитый историк, краевед и писатель Н.Анциферов в книге “Душа Петербурга”, изданной в Петрограде в 1922 году: “Наша любовь возрождает прошлое, делает его участником нашей жизни”.
Главные обитатели губаровского мира — книги. Павел Викентьевич был великий книжник, он собрал исключительную коллекцию, по которой можно проследить историю русской гражданской печати от Петра I до 20—30-х годов ХХ века. При этом он старался выменивать свои издания на экземпляры либо исключительной сохранности, либо с автографами, каждая книга у него с какими-то особенностями, проходных изданий для него не существовало. Все вещи в собрании описаны самым скрупулезным образом.
В годы войны, несомненно, он имел возможность уехать, но они с женой приняли осознанное решение остаться в блокадном Ленинграде. Павел Викентьевич работал водопроводчиком в ЖЭКе, у него была рабочая карточка, которая позволила супругам выжить. Но за время блокады они не сожгли, не продали ни одной вещи и ни одной вещи не приобрели (а мы знаем, как собирались иные коллекции в это страшное время). Супруги были награждены медалями “За оборону Ленинграда”. Война, конечно, оставила свою печать, при всем благополучии их послевоенной жизни, как многие блокадники, они всегда хранили запас продуктов в доме.
После войны Павел Викентьевич уже не так интенсивно приобретал новые вещи, он все больше задумывался о том, какая судьба постигнет коллекцию, когда их с женой не станет. Родственников и наследников у него не было.
Товарищеские контакты с нашим музеем закончились тем, что мы получили в дар коллекцию, которую были рады иметь и в Эрмитаже, и в Русском музее. Но Губар понимал, что крупные музеи возьмут только то, что им интересно, а он хотел, чтобы мир, который он создал, хранился как единое целое...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter