Дар богов

Виноград — уникальное, перспективное, но непростое растение. Радует то, что из диковинки он постепенно превращается в такую же привычную для Беларуси культуру, как яблоня и груша...
Виноград — уникальное, перспективное, но непростое растение. Радует то, что из диковинки он постепенно превращается в такую же привычную для Беларуси культуру, как яблоня и груша. В 1909 году в «Садовой библиотеке» писали, что «для успешного роста он требует средней температуры самого холодного месяца не ниже 4 градусов по Цельсию, самого теплого — не ниже плюс 18. Если древесина вызрела, то легко переносит морозы до 12 градусов». Сегодня эти цифры даже виноградарям–любителям кажутся смешными. Селекция шагнула так далеко вперед, что некоторым сортам и минус 35 градусов нипочем. И хотя солнечная ягода родом не из Беларуси, виноград (хоть один куст) растет практически в каждом дворе. А вот как растет — это уже другой вопрос.

Виктор Скачко — увлеченный виноградарь. Благодаря друзьям из разных регионов СНГ он не только одним из первых узнает о новинках селекции, но и сразу же заводит у себя новый сорт или гибридную форму. Чтобы работать с виноградом, нужны знания, а еще — любовь, уверен Виктор Викторович. Сегодня мы гостим у него в поселке Городея Несвижского района.

«Альфа» и омега

Земли у подполковника запаса Скачко немного — около 20 соток. И только три из них — под виноградом. Но участок не пустует. Каких только растений нет в огромнейшем дендрарии! Отдельными аллеями посажены персик, абрикос, грецкие орехи, черешня, рябина, голубика, шелковица, яблони, груши, жимолость, фундук (в том числе и краснолистный), малина, калина, миндаль, крыжовник, гумми, айва японская... Лучшие новинки, последнее слово селекции. И не по одному сорту. Только клубники более 10 наименований. А цветы... Но главный тут, безусловно, виноград.

Первый его куст появился у Виктора Викторовича в 1982 году. Привез со Слонимщины и посадил у родительского дома (где сейчас и живет). Это был один из лучших клонов сорта «альфа», более известный в народе как «Изабелла».

А потом жизнь словно специально сводила его с теми, кто уже выращивает эту чудо–ягоду. И, несмотря на то что служба была буквально дни и ночи (как–никак спецчасть), все свободное время занимался солнечной ягодой. Виноград у него растет и на улице, и в теплице. Более 100 сортов! Каждый кустик он узнает не по табличке (их, кстати, нет), а по размеру, цвету и вкусу плодов.

Любой каприз!

Виктор Викторович настолько хорошо изучил виноград, что наперед знает, что и когда ему нужно, а потому максимально использует заложенный в культуре потенциал.

Взять хотя бы подкормку. Возле каждого куста (и не важно, где он растет — на улице или в теплице) на расстоянии 30 — 40 см с противоположных сторон растения обыкновенным рыбацким буром просверливает шурфы. Через них удобнее поливать и подкармливать: удобрения мгновенно доходят до корней. Если куст однолетний, то глубина шурфа должна быть не более 15 — 20 см, для двухлетнего — на 5 — 10 см больше. Чем старше куст, тем глубже буравим. На зиму ямы заполняются органикой или растительными остатками. Так создается мощный запас питания на следующий год. По весне делаются новые шурфы уже в новом месте. Что это дает? Во–первых, стимулируется развитие корневой системы. Причем не в одном направлении, а во всех и на разной глубине (ведь корни тянутся туда, где «кормят», не «собираются» в одном месте, а, как паутина, распределяются по всей площади).

Во–вторых, готовя шурфы, мы делаем экспресс–анализ грунта. Даже на одном участке почва может быть разной. Если это глина, то необходимо усилить полив и питание, если песок — сделать ямы мельче.

Тише едешь — дальше будешь

Шурфы — не единственное ноу–хау Виктора Викторовича. Крыша в теплице — еще одна его находка. Виноград не любит повышенной влажности и высокой температуры. А в теплице или парнике, как вы сами понимаете, избежать конденсата и перегрева очень сложно. Обычно между крышей и стенами нет щелей. Скачко же крышу удлинил: она выступает на 15 — 20 см. В результате образовались вентиляционные отверстия. Именно они и позволяют конденсату уходить из теплицы. Не застаивается и горячий воздух.

Виноград в Беларуси хорошо растет и в открытом грунте. Но «уличным» сортам все же лучше в теплице. Грозди больше: не по 400 — 500 г, а по 1,5 — 2 кг. А то и до 4 кг. Фантастика? Нет! При соответствующей агротехнике это возможно. Но не стоит гнаться за великанами: 800 — 900 г — оптимальный вес кисти. Ранние и сверхранние сорта отлично вызревают и на улице. А вот остальным у нас все же не хватает солнца и тепла.

Многие новички гордятся своими успехами, заявляя, что у них виноград созревает на второй год. Виктор Викторович — не сторонник такого ускорения. За 3 — 4 года, что куст «гуляет», он окрепнет, укоренится, разрастется. А затем, поверьте, сторицей окупит свой «отдых». Урожайность будет намного выше, кисти крупнее, а ягоды слаще.

Все на защиту

Один за другим заканчивают плодоносить кусты. Но это не значит, что работы в винограднике завершены. Наступает самое ответственное время — подготовка лозы к зиме. Первое, что нужно сегодня сделать, — внести фосфорно–калийные удобрения. И желательно, чтобы подкормки были на основе хелатов (то есть в быстро усваиваемой растениями форме). Хороша, к примеру, та же «кемира осенняя». Проведите одну корневую подкормку и 2 — 3 внекорневые. Для винограда очень важна обработка по листьям. Можно использовать монофосфат калия, древесную золу (лучше лиственных пород), «кемиру осеннюю». Возьмите 300 г золы, залейте 10 л воды и настаивайте двое суток, затем процедите и опрыскайте виноградники.

До первых заморозков обрежьте всю невызревшую лозу: она все равно погибнет. И хорошенько полейте растения (не менее 50 л под куст), чтобы застраховать корни от вымерзания.

Когда же столбик термометра опустится до минус 3 — 5 градусов, лозы снимите и укройте щитами, мешковиной, листьями или еловыми лапками.

Когда–то рекомендовалось убирать на зиму пленку с теплиц и парников. Мол, лоза, укрытая снегом, лучше перезимует и не вымерзнет.

— Сейчас же зимы все больше бесснежные, и смысла разбирать крышу нет, — считает Виктор Викторович. — В самом холодном (из последних), 2005 году, когда на улице столбик термометра опускался до минус 32, в теплице (с неразобранной крышей) было лишь 16 градусов ниже нуля. Для винограда закрытого грунта опаснее весеннее солнце, а не морозы. Потому надо обязательно прикрывать кусты щитами, чтобы не пострадали, не сгорели «глазки»: уж очень большой перепад температур.

«Восторг» души

Селекция не стоит на месте. Каждый год появляются все новые и новые сорта. При взгляде на них нет–нет да и посетит Виктора Викторовича мысль, что от каких–то наименее продуктивных уже пора избавляться. Да, они урожайные, устойчивые к болезням и вредителям, но мелкоплодные. У «муската Нины» гроздь 80 — 100 г, в то время как «Аркадия», «талисман» или «тасон», культивируемые даже в открытом грунте (но как пристенная культура), дают кисти по 800 — 900 г, а ягоды — размером со сливу.

Есть и капризные сорта. К примеру, «алма–атинский ранний», «крымская жемчужина». Чтобы справиться со всеми их хворями, нужно провести 7 — 8 обработок различными препаратами. Но хорошо ли это?.. Потому и отдает предпочтение Виктор Викторович новинкам. Любит «белое чудо», «Ришелье–2», «новое столетие», «Тимур», «тасон», «белый КоКл», «подарок Запорожья», «Аркадия–люкс» и др. В Беларуси прекрасно растут и плодоносят все разновидности «восторгов».

Большие надежды возлагает виноградарь на сорта, которые, как и яблоки, могут храниться в подвале до февраля — марта: «метеорит», «первенец Грузии», «осенний черный». Но опять же необходимо проверить их временем, непосредственно в наших климатических условиях.

Спартанское воспитание

Чтобы выращивание винограда не утомляло, а радовало, нужно выращивать перспективные сорта. Задавшись целью, можно, конечно, «укротить» любого южанина. Но начинать все же лучше с наиболее неприхотливых и обязательно районированных. Это — «космос», «космонавт», «краса Севера», «зилга», «минский розовый», «супага».

Есть еще немало сортов, которые сейчас изучаются и вполне могут претендовать на звание лучших. Среди них «Тимур», «элегант сверхранний», «белое чудо» (или «песня»), «розовый Тимур», «макдальский», «Сашенька» и др. Но к выбору надо подходить продуманно и творчески. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.

Виктор Викторович признается, что если б не мудрые наставники (В.А.Говорухин, Р.Э.Лойко, А.В.Бут–Гусаим, В.П.Кухарев), то, возможно, и его результаты были бы иными. Сегодня Скачко с удовольствием делится собственным опытом с другими, передавая не только знания, но и свою любовь к винограду.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter