Семнадцать из 26 наших мясо-молочных предприятий начали отгрузки продукции на экспорт

Данкверт его знает

Семнадцать из 26 наших мясо-молочных перерабатывающих предприятий начали отгрузки продукции на экспорт
Семнадцать из двадцати шести наших мясо-молочных перерабатывающих предприятий начали отгрузки продукции на экспорт

ОБ ЭТОМ сообщил «СГ» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло. Подготовлен необходимый пакет документов, и днями белорусские специалисты вылетают в Москву для продолжения переговоров о возобновлении поставок с девяти оставшихся под российскими «санкциями» комбинатов, половина из которых была закрыта из-за обнаружения генома АЧС. А может ли геном АЧС трансформироваться в вирус? Специалисты утверждают, что это невозможно. Так зачем на ровном месте огород городить?

В торговых отношениях между нашими странами явно кто-то «включил дурака». Даже глубоко не вникая в подковерные игры российских чиновников, видно, что сегодня у них не остается другого выхода, кроме как постараться сделать хорошую мину при плохой игре. Постепенно, но медленно, растягивая удовольствие, Россельхознадзор «открывает» вход на свой рынок белорусским переработчикам сельхозпродукции. Михаил Мясникович недавно прямо заявил, что возобновление поставок в Россию нашей продукции идет медленно из-за того, что партнеры хотят красиво выйти из ситуации.

Известно, что белорусские специалисты ведут исследования на предприятиях вместе с Россельхознадзором. Предприятия открыты, у нас нет никаких тайн. Ветеринары обеих сторон все осмотрели вдоль и поперек, подняли необходимые документы. Россияне молча уехали. Мы, конечно, рассчитываем на понимание и компетентность. Кстати, показательный факт: уже согласованы продовольственные балансы поставок на 2015 год. Причем они выше, чем в нынешнем. Это еще раз говорит о том, что наше продовольствие на рынке России востребовано.

Однако 28 декабря на рабочем совещании у руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта рассмотрены результаты анализа причин и условий, приведших к попаданию в торговый оборот на территории России опасной животноводческой продукции, произведенной белорусскими мясо- и молокоперерабатывающими предприятиями, сообщает пресс-служба ведомства. Основная причина — нормативно-правовые акты Беларуси в области ветеринарии и пищевой безопасности не соответствуют требованиям Технических регламентов Таможенного союза. 

Ведомство сочло угрозу для своего рынка такой большой, что без консультаций и обсуждений, создания некоего арбитража по выявленным случаям ввело запрет на ввоз из Беларуси пищевых товаров. А только затем начала проверки наших предприятий.

Россельхознадзору и его главе Сергею Данкверту можно было бы поверить. Стерильно чистой продукции не может быть по определению. Можно было бы поверить, если бы не целый ряд историй, связанных с высокими российскими чиновниками. Казалось бы, какая связь может быть между коровами, комбайнами и океанскими яхтами. Оказывается, самая что ни на есть прямая. Автор журналистского расследования под названием «Всласть имущие» Александр Рогаткин два года назад рассказал о роскошной жизни отдельных чиновников. На сэкономленные, а точнее, украденные от продажи несуществующей техники и постройки виртуальных коровников государственные деньги они устраивают себе райскую жизнь на Лазурном побережье Франции. Журналист проводит экскурсию по своеобразным туристическим достопримечательностям — «скромным» виллам российских чиновников в Ницце и их не менее «скромным» хижинам на Рублевке. Да что там дома — обычные часы на руках этих людей тянут на несколько комбайнов и тысячи голов крупного рогатого скота. До сих пор на слуху неприглядная ситуация с Еленой Скрынник, которая возглавляла министерство сельского хозяйства с марта 2009-го по май 2012 года и которая имела в свое время прямое отношение к «Росагролизингу». По данным нынешнего руководства этой структуры, ущерб, нанесенный деятельностью предыдущих топ-менеджеров, составил ни много ни мало — 39 миллиардов рублей! Как говорят в компании, на эти деньги можно было так развить сельское хозяйство, что Россия уже в ближайшее время смогла бы кормить не только себя, но и всю Европу. Бывший сельский министр заявила тогда, что не согласна с изложенным в фильме. На что журналисты резонно заметили: это ее право, пускай судится! И хорошо бы, чтобы процесс был открытым. И чтобы вся трудовая деятельность на посту министра госпожи Скрынник была вскрыта. Стоит ли говорить, что иск в суд на журналистов бывший министр так и не подала. 

Информация к размышлению: как утверждают российские СМИ, в Россельхознадзоре немало выходцев из крупного аграрного бизнеса. 

Есть подозрение, что очередной наезд на белорусскую сельхозпродукцию случился не просто так. Причины очевидны, и они вовсе не связаны с техрегламентом. В связи с санкциями идет серьезный передел рынка продовольствия, поэтому нужно хоть как-то ограничить наше присутствие, для чего используются любые возможности по дискредитации. Так, нашему мясу-молоку и была уготована участь политического товара.

Предварительный итог «непонятных» продовольственных отношений двух партнеров предсказуем. Поиском виновных в ситуации с поставками белорусской продукции займутся следственные органы Беларуси и России. Соответствующие поручения даны президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, сообщил помощник Президента Беларуси Александр Радьков.

По его словам, когда эта тема обсуждалась президентами в Москве, то российский лидер отметил, что эти решения принимались без его ведома. «Поэтому пригласили и руководителя российской таможни, и Сергея Данкверта. Они пытались оправдаться. Но как можно оправдаться Россельхознадзору, если по каким-то нарушениям вы сразу закрываете 21 предприятие, а потом начинаете проверять... А там, оказывается, нормальное производство европейского уровня со всеми стандартами, с хорошей продукцией. Если и есть какие-то нарушения, то они не определяют качество. Это, может, где-то безалаберность, личный недосмотр. Но сразу «закрывать» предприятие — это опять как-то похоже на противостояние, желание поставить нас на колени. Но это не получится ни в отношении Беларуси, ни тем более Президента. Будут разбираться, вплоть до уголовных дел. У нас уже есть опыт такого воздействия на нас, как по калийным удобрениям с Баумгертнером. Ведите себя прилично. То есть решайте свои интересы, но не за счет нас. И в этой ситуации мы всегда были честны, порядочны, откровенны, но и требуем того же от своих партнеров на любом уровне: фирмы, корпорации, государства, Таможенного союза и так далее», — заявил помощник Президента.

Не случайно перед производителями поставлена задача в следующем году активно работать над продвижением нашей продукции на экспорт. Сменить его направление — очень сложная задача. Рынки ЕС защищены и закрыты, есть таможенные барьеры. Так что исходя из реальности надо работать с существующими: отстаивать их и пытаться расширить. Любой кризис ведет к переделу рынка: слабые уходят, а те, у кого нервы покрепче, остаются. 

Мы, я уверена, останемся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter