Данилович: сегодня исключительно важно сохранить мир и спокойствие на многострадальной белорусской земле

В Год народного единства в праздничном календаре белорусов появился День народного единства. Предложения учредить данный праздник прозвучали на VI Всебелорусском народном собрании. О перспективах появления нового праздника, уроках истории и политической грамотности, изменениях в учебном процессе с принятием обновленного Кодекса об образовании и многом другом — в интервью с ректором Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидатом исторических наук Вячеславом Даниловичем.

Чтобы помнили 

— Вячеслав Викторович, Великая Отечественная война — тема неисчерпаемая. Чем шире распахиваются архивы, тем больше неизвестных, часто страшных страниц войны предстают перед историками. Как мы знаем, в начале января Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Насколько важно, на ваш взгляд как историка, принятие данного законопроекта?

— Правящими элитами стран Запада, к сожалению, ведется целенаправленная политика по фальсификации исторического прошлого, особенно касающегося Великой Отечественной войны. Потому что Великая Победа в той войне имеет исключительную важность для всех народов постсоветского пространства. 
Поэтому мы обязаны не только не позволить извратить подвиг советского народа, но и сохранить память о геноциде, который осуществляли оккупанты на белорусской земле. 
Ведь нацисты пришли сюда для того, чтобы установить так называемый новый порядок. А он предусматривал, что 75 процентов белорусов должны были быть так или иначе уничтожены, а оставшиеся 25 процентов онемечены и превращены в рабов для своих германских господ. Оккупантами и их пособниками в отношении местного населения и военнопленных применялись массовые расстрелы, истязания и убийства в концлагерях, гетто, тюрьмах, сожжение населенных пунктов с жителями при проведении карательных операций, люди умирали от голода и холода. 
Для осуществления политики геноцида на оккупированной территории Беларуси нацисты создали более 260 лагерей смерти и провели более 140 крупных карательных операций. 
В результате были уничтожены сотни тысяч мирных жителей: белорусов, евреев, русских, украинцев и других. За годы оккупации ­­­БССР потеряла более половины своего национального богатства. Общие материальные потери составили 79 миллиардов рублей в ценах 1940 года. Германские захватчики разрушили 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили более 9 тысяч деревень, из них 5295 сожгли вместе со всем населением или его частью. 628 деревень полностью разделили судьбу Хатыни, из них 186 так и не возродились после войны. Почти 3 миллиона человек лишились жилья. В целом за годы войны население нашей страны сократилось на 3 миллиона. 
Наш священный долг — сохранить, передать потомкам и донести до мировой общественности эти ужасающие факты.
Поэтому очень важно, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь проведена масштабная работа по установлению фактов геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Обнародованы и направлены в международные структуры пять томов материалов. Принят Закон «О геноциде белорусского народа». 

Хочу отметить еще один существенный момент. В Год исторический памяти, который сейчас проходит, Глава государства подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации 

Президента Республики Беларусь. Именно в рамках этого совета действует Комиссия по внешнеполитическому сопровождению исторической политики, перед которой стоит задача продвижения на международном уровне признания факта геноцида белорусского народа. Об этом нельзя молчать. Украина — яркий пример того, к чему может привести умалчивание этих страшных фактов.

Право на правду

— На шестом Всебелорусском народном собрании вы предложили две вероятные даты Дня единства: 17 сентября и 14 ноября. Инициатива была поддержана Главой государства, и в Год народного единства в праздничном календаре белорусов появился День народного единства. Расскажите о перспективах появления нового праздника и чем было вызвано предложение именно этих дат.

— Учредив День народного единства, мы, по большому счету, отстаиваем право на историческую правду. Конечно, это огромный шаг вперед в сохранении исторической памяти белорусского народа и свидетельство значимости событий осени 1939 года в его судьбе. Еще Народное собрание Западной Беларуси в конце октября 1939-го объявило дату начала освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь — 17 сентября — Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Именно в таком качестве этот день был торжественно и широко отмечен в 1940 году. 

После Великой Отечественной войны день 17 сентября в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 году. После этого отмечался в ­­­БССР неофициально и максимально скромно.

Идея возвращения даты 17 сентября в наш праздничный календарь обсуждалась длительное время. Я лишь озвучил эту инициативу. И очень важно, что она была поддержана на самом высоком уровне. Особенно ценно, что в основе Дня белорусского народного единства реальный исторический факт воссоединения нашего народа.

Есть прием 

— Не так давно был принят Кодекс об образовании. Скажите, какие изменения коснулись Академии управления? Как теперь будет осуществляться набор в главную кузницу управленческих кадров?

— Изменения в кодексе, которые относятся к системе высшего образования, затрагивают и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. В частности, для нас важно, что расширяется сфера применения целевой подготовки, поскольку она предоставляет возможность организациям — заказчикам кадров, в том числе и государственным органам управления, растить себе кадровую смену фактически со школьной скамьи. 
Если раньше целевая подготовка распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч человек), то сейчас такой договор может заключить организация — заказчик кадров вне зависимости от ее расположения. 
Вместе с тем в 2022 году прием в Академию управления осуществляется еще на прежних условиях. Для поступления необходимо предоставить сертификаты ЦТ по белорусскому (русскому) и иностранному языкам, а также по обществоведению (для специальности «государственное управление и право») либо по математике («государственное управление и экономика», «управление информационными ресурсами»). 
С 2023 года устанавливается особый порядок приема в Академию управления. 
В конкурсе смогут участвовать лица, имеющие рекомендации с последнего места учебы (работы, службы), из местного исполнительного и распорядительного органа, прошедшие профессионально-психологическое собеседование. Без вступительных испытаний смогут зачисляться лица, освоившие содержание образовательной программы с повышенным уровнем изучения «Школа управления (общественно-гуманитарный профиль)», сдавшие итоговое испытание на отметку не ниже 9 баллов, при наличии среднего балла документа об образовании не ниже 8 баллов и отметок в документе об образовании не ниже 9 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний при поступлении в Академию управления. 

Также отмечу специфику нашего вуза, которая заключается в том, что мы работаем не только со студентами, но и осуществляем дополнительное образование взрослых, предоставляя возможность получения второго высшего образования, переподготовки, повышения квалификации, стажировки. Этот процесс практически беспрерывен. 

При этом мы стремимся, чтобы знания, получаемые в Академии управления, соответствовали актуальным потребностям белорусского общества и государства. 

Кстати, до 6 апреля мы ведем набор на такие востребованные специальности переподготовки, как «государственное управление и идеология», «деловое администрирование», «экономика и управление на предприятии промышленности».

— Академия управления — уникальный вуз, здесь готовят элиту нашего общества. Вы сами не раз подчеркивали, что сюда должны приходить настоящие патриоты и государственники, стремящиеся принести пользу обществу и нашей стране. По какому принципу будут отбирать тех самых управленцев новой формации?

— Кафедры, профессорско-преподавательский состав Академии управления нацелены на высококачественную, научно обоснованную подготовку высококвалифицированных специалистов, настоящих государственников и патриотов. Поэтому главный критерий — личные качества абитуриента, его стремление принести пользу белорусскому обществу и государству.

Важный баланс 

— На сегодняшний день очевидной стала необходимость трансформации политической системы страны. Причем назрела эта необходимость, на мой взгляд, не сегодня и даже не в августе 2020 года. Почему в нынешних реалиях Всебелорусское народное собрание обретает иной смысл, нежели раньше?

— О необходимости конституционных изменений Президент говорил еще в 2016 году.

В условиях геополитической нестабильности нам всем особенно важно помнить о главной ценности, которой мы обладаем, — о нашей Беларуси, завещанной нам предками. А ведь сегодня Республика Беларусь — фактически последнее суверенное государство Европы. Благодаря принципиальной позиции нашего лидера, Главы государства Александра Лукашенко, мы самостоятельно определяем векторы своего развития не в интересах узких групп элит, а в интересах большинства народа. 
Безусловно, для нас исключительно важно сохранить мир и спокойствие на многострадальной белорусской земле. Поэтому в основе принятой на референдуме обновленной Конституции — баланс всех ветвей власти, закрепление системы сдержек и противовесов.
Центральную роль здесь играет Всебелорусское народное собрание, которое является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Беларуси 1939-го. 

В истории Республики Беларусь состоялись шесть Всебелорусских народных собраний. 
Это сложившаяся и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. 
Поэтому абсолютно закономерно конституционное закрепление Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, выполняющего стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантирующего преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

celyuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter