Клоун ДаНи, он же Даниил Минкевич, отработал в главном цирке страны уже три сезона
Дитя цирка
«Артист коверный второй категории…» К этой записи в трудовой книжке Даниил Минкевич из Осиповичей сознательно шел с 12 лет, а несознательно – с пяти, когда впервые попал в цирковое закулисье:
– Мой дедушка Валерий Романовский – профессиональный барабанщик. Много лет он играл в джаз-банде, который сопровождал цирк шапито, и на летних каникулах всегда брал меня с собой на гастроли. Когда артисты не были заняты, они обучали нас, детей закулисья, своему мастерству. Так я освоил моноцикл, научился ходить по канату, жонглировать мячами, булавами, кольцами – у меня появилось то, что мастера называют цирковой базой. Считаю, что профессиональный клоун должен уметь все: это не аниматор, которому достаточно просто пообщаться с детьми и немного их развлечь. Плюс я бы добавил в список обязательное владение хотя бы одним музыкальным инструментом. У меня это, как несложно догадаться, ударные.
Впервые Даниил вышел к зрителям в девять лет – в качестве резонера, помощника коверного. А в 12 «родился как клоун» и стал выступать как отдельный артист. Уже тогда он определился со сценическим именем – ДаНи, у персонажа стал вырисовываться характер:
– Еще в детстве я увлекся французской буффонадой XIX века, и мой ДаНи тоже оттуда. У него белое лицо и красный рисованный нос: пробовал работать с накладным поролоновым, но мне не понравилось – все время переживал, что он отвалится. Чтобы моего персонажа не путали с мимом, внес два изменения: убрал из образа грустные нотки и «открыл» ему рот – мой клоун говорит, общается со зрителями.
Случайности неслучайны
Несмотря на богатый сценический опыт и любовь к цирку, после 9-го класса Даниил неожиданно сделал фортель – поступил в Минский государственный машиностроительный колледж, где очно учится и сейчас, получая специальность техника-механика («Репетиции у меня по вечерам, выступления – в выходные, поэтому все успеваю»).
Переехав в Минск, парень сразу же принялся искать место для репетиций, ведь на съемной квартире особо не пожонглируешь. А если не потренироваться хотя бы день-два – тело моментом забывает все, что недавно умело:
– Так я вышел на народный эстрадно-цирковой ансамбль «Романтики» при ДК МАЗ, где меня приняли с распростертыми объятиями: я получил доступ в репетиционный зал, а взамен взялся обучать малышей жонглировать, кататься на моноцикле. Однажды меня вместе с другими преподавателями ансамбля пригласили на телевидение, на запись передачи «Пин_код» для телеканала «Беларусь 2». Так я случайно оказался в одной студии с главным режиссером Белгосцирка Аллой Николаевой-Алиевой, и она пригласила меня на просмотр.
И хотя Даниил отработал в Белгосцирке уже три сезона, он, кажется, до сих пор не может поверить, что это не сон:
– Попасть сюда на работу – была моя самая заветная мечта. Я с десяти лет приезжал на представления в качестве зрителя, не пропускал ни одного сезона. Дома до сих пор хранится коллекция программок начиная с 2011 года.
ДаНи смотрит на вас
Рабочие будни клоуна – это два с половиной часа репетиций на манеже и еще полтора в зале, где стоят барабаны. А ведь, помимо этого, нужно хорошенько размяться, обсудить с режиссером идею новой репризы, а с костюмером – эскиз костюма, поработать над реквизитом. Даниил большинство реквизита создает сам:
– Не потому, что никому не доверяю, а потому, что порой быстрее и проще сделать это самому, чем объяснять, что конкретно нужно. Пилю, строгаю, клею, шью – умею все.
День выступления – особенный. У Даниила есть традиция – приходить за два часа до представления, чтобы не спеша загримироваться (на это обычно уходит минут 40), настроиться. А еще незаметно понаблюдать за зрителями из-за занавеса или в фойе, чтобы приметить, кого можно пригласить в качестве помощника.
– Клоун – он еще и психолог. Например, в одной из реприз мне нужно было взять у зрителя телефон – якобы хочу сделать селфи – и потом начать спускаться с мобильником на манеж, делая вид, что я о нем забыл. Необходимо было выбрать такого зрителя, чтобы он понял шутку, не погнался за мной, не стал возмущаться. Если нужен ассистент в номер, стараюсь выбрать того, кто активно хлопал, реагировал на происходящее, а не сидел, уткнувшись в телефон. Так что когда вы в антракте ходите по фойе, помните: возможно, клоун смотрит на вас.
Реприза в подарок на день рождения
Сейчас в творческом багаже клоуна ДаНи десятки реприз. Большинство из них родилось спонтанно: из уличной сценки, смешной картинки, случайно услышанного разговора. А одну из них Даниилу даже подарили на день рождения:
– Двухминутную репризу о клоуне, который решил стать дрессировщиком, презентовал мой друг и коллега. Пока я не довел ее до ума, но меня греет мысль о том, что она есть в запасе.
От идеи до выступления – долгий и трудный путь. Прежде чем поставить репризу в цирковую программу, ее месяцами репетируют и обкатывают на публике – на выездных выступлениях, в паузах между номерами:
– Проверяем, понятна ли она зрителю, а главное – смешно ли ему. У циркового клоуна непростая задача: нужно рассмешить и детей, и взрослых. Я всегда ориентируюсь на последних, ведь развеселить малышей несложно – для этого подходит любой элементарный трюк, например, с падением. Поэтому, если рассмеялись взрослые, дети гарантированно присоединятся.
Кстати, мама Даниила старается не ходить на цирковые программы, так как сильно переживает за сына. А если волнуется она – то и он тоже.
– Маму можно понять, – улыбается парень. – Я ведь делаю много рискованных трюков – например, в одном из номеров удерживаю на подбородке башню из 11 кубиков, по 800 граммов каждый. Похожий делали в Монте-Карло, но там кубиков было десять, так что я в некотором роде рекордсмен.
ОДНОЙ СТРОКОЙ
– Как реагируете, если новые знакомые, узнав о вашей работе, просят: «А рассмеши меня!»
– На этот случай у меня всегда лежат в рюкзаке несколько воздушных шаров. Надуваю их и делаю собачку.
– В обычной жизни вы тоже клоун?
– Нет. Я строгий, серьезный, немного замкнутый и ранимый. Как, кстати, и большинство моих коллег по жанру.
– На что обычно тратите зарплату?
– На новый реквизит, хороший грим. К технике и дорогим аксессуарам равнодушен: уже шесть лет хожу с одним телефоном.
krupenk@sb.by