Почему растет спрос на возобновляемые источники энергии

Дан зеленый свет

Вопрос повышения энергетической эффективности возобновляемых источников энергии актуален сегодня во многих странах, которые не обладают достаточными запасами углеводородных ресурсов. В Беларуси многие сферы ожидают в скором времени большие перемены. Это связано с запуском Белорусской атомной электростанции. Прогнозируется рост потребления электроэнергии. Но самое главное — чтобы этот рост был энергоэффективным. Каким образом снизить затраты на отопление и можно ли будет полностью отказаться от газа в пользу электричества?

Фото БЕЛТА

Как отметил во время круглого стола начальник отдела научно-технической политики и внешнеэкономических связей Департамента по энергоэффективности Госстандарта Андрей Миненков, по данным Международного энергетического агентства, с 1990 года до настоящего времени Беларусь смогла снизить энергоемкость ВВП почти в 3,5 раза. С 550 кг нефтяного эквивалента до 160 кг на 1 тысячу долларов по паритету покупательной способности в ценах 2010 года. Доля возобновляемых источников энергии с 2000-го до текущего момента увеличилась почти в 2 раза — с 3,3 до 6,2%, и заинтересованность в дальнейшем снижении энергоемкости и повышении энергоэффективности только растет.

В этой пятилетке стоит цель снизить энергопотребление в объеме не менее 5 млн тонн условного топлива. Экономический эффект будет налицо: стоимость одной тонны условного топлива около 215—220 долларов. Для того чтобы экономить дорогие энергоресурсы, многие субъекты хозяйствования все чаще используют современные технологические решения. Например, в Могилеве все шесть городских водозаборников уже эксплуатируются с использованием автоматизированной системы, которая может снизить энергопотребление на 20—30%, а в себестоимости воды электроэнергия составляет около 50%!

Жилищно-коммунальная сфера, к которой относится и водоснабжение, — одна из самых энергоемких отраслей экономики. На нее приходится около 30% энергоресурсов страны. На государственном уровне приняты конкретные меры для снижения расходов на энергоресурсы. Как рассказал начальник НИИЦ «Отраслевая лаборатория инновационных и энергоэффективных технологий в строительстве» Сергей Терехов, в настоящее время проектируются и возводятся здания, которые соответствуют классам В, А и А+ по потреблению тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Еще 12 лет назад введен в эксплуатацию первый энергоэффективный дом первого поколения. Два года назад — три энергоэффективных здания второго поколения: в Минске, Гродно и Могилеве. По словам начальника лаборатории, в таких домах потребление энергии в три раза меньше, чем в зданиях старого типа.

А заинтересованы ли жильцы в энергосбережении? Конечно да, но есть нюансы. Сегодня население платит за отопление только 20% от полной стоимости. При такой ситуации собственники жилья в домах старой постройки (а это около 200 млн кв. м жилой площади) не очень-то заинтересованы в тепловой модернизации, которая с 2016 года проводится с использованием средств жильцов (раньше она входила в состав работ по капитальному ремонту за счет определенных отчислений и бюджета). Без государственного регулирования, считает Сергей Терехов, это разногласие будет очень сложно решать.

А пока население оплачивает только пятую часть стоимости энергии, основная нагрузка лежит на предприятиях реального сектора экономики, для которых установлены другие, более высокие тарифы. Такой метод называется системой перекрестного субсидирования. По мнению Андрея Миненкова, в 2018 году, если убрать перекрестное субсидирование в размере примерно 980 млн долларов в год (а это объем, который недоплачивает население), то стоимость электроэнергии для реального сектора можно было бы понизить на 14%. Как считает эксперт, уход от перекрестного субсидирования предусмотрен в основных программных и политических документах, но четких сроков пока не установлено. Это является больным вопросом, особенно в социальном плане.

Ожидается ввод в эксплуатацию крупнейшего энергетического объекта республики — Белорусской АЭС. По словам директора Института энергетики НАН Антона Бриня, она даст стране еще 2,4 ГВт установленной мощности. Для повышения эффективного энергопотребления на уровне государства разработан и выполняется ряд документов: план эффективного повышения энергопотребления в реальном секторе экономики, комплексная программа интеграции АЭС в энергосистему Беларуси. Также планируется расширение использования электрических котлов на объектах энергетики и ЖКХ, строительство пиково-резервных источников. До 2023 года ожидается полная электрификация Белорусской железной дороги, параллельно развиваются система электротранспорта и сеть современных зарядных станций.

Однако ввод в эксплуатацию АЭС не может быть причиной полного отказа от других источников энергии, в частности природного газа. Как отметил генеральный директор РУП «Мингаз» Вадим Шолоник, во многих развитых странах существует рынок энергоресурсов, на котором присутствуют и газ, и уголь, и торф, и нефть, и другие виды энергии, в том числе электрическая. В Беларуси давно сложилась и действует довольно устойчивая система газопотребления, и большое количество граждан использует природный газ для отопления своих жилищ. Поэтому быстрого перехода на электроэнергию в этой сфере не произойдет. Но ввод АЭС позволит производителям товаров и услуг выбирать, какой вид энергии окажется эффективнее и дешевле. Хорошим примером в этом отношении служит Франция, у которой есть не только территории, где используется исключительно атомная энергетика, но и зоны, где с успехом потребляют только природный газ или местные виды топлива.


Большинство стран Европы динамично развивают возобновляемую энергетику. В 2010 году была принята программа Energy 2020, которая с успехом выполняется: к 2020-му доля энергии, полученной из возобновляемых источников, должна составлять 49% общего объема в Швеции, 38% — в Финляндии, 40% — в Латвии, 34% — в Австрии, 30% — в Дании, 23% — во Франции, 18% — в Германии, 16% — в Болгарии.

По состоянию на конец 2018 года общая установленная мощность ветроэлектростанций всех видов достигла в мире 591 ГВт, из которых 189 ГВт — европейская часть. Согласно статистике Глобального ветроэнергетического совета (GWEC) за 2018 год, мировым лидером в области ветроэнергетики является Китай, на долю которого приходится 221 ГВт. Второе место занимают США с мощностью 96,4 ГВт. Европейский лидер — Германия (59,3 ГВт). В Азиатском регионе второе место после Китая занимает Индия (35 ГВт).

Как сообщил БЕЛТА заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут, затраты на строительство установок по использованию возоб­новляемых источников энергии до сих пор являются существенными и превышают затраты на строительство энергоисточников на углеводородном топливе. При этом удельные капитальные затраты на строительство солнечных и ветровых электростанций наиболее низкие по сравнению с другими видами ВИЭ.

Концепция энергетической безо­пасности страны предусматривает, что доля объема производства первичной энергии из возобновляемых источников в 2020 году должна составлять 6% в объеме валового потребления топливно-энергетических ресурсов, 8% — в 2030-м, 9% — в 2035-м. Надо торопиться: на недавнем саммите ООН по мерам в области изменения климата мы еще обещали сократить к 2030-му выбросы парниковых газов не менее чем на 35% по сравнению с 1990 годом.

В ТЕМУ

Около 150 тысяч кв. м жилья с электроотоплением планируется построить в Беларуси в 2020 году. Такие показатели были озвучены на прошедшем заседании коллегии Министерства архитектуры и строительства по итогам социально-экономического развития строительной отрасли в январе — сентябре. По данным облисполкомов, в 2019 году будет введено в эксплуатацию три дома с использованием электрической энергии: в Барановичах (Брестская область), агрогородке Тулово (Витебская область) и Могилеве.


shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter