Рэкетиры действовали нагло и ничего не боялись

Дань унижения

90-е годы прошлого столетия запомнились беспощадной «борьбой» криминалитета с должниками. Выбивать долги — настоящие и мнимые — брался кто ни попадя. В ход шли самые отвратительные методы: угрозы, избиения. Тех, кто не отдавал деньги, ставили на счетчик — с основного долга накручивали огромные проценты, иногда многократно превышающие его. Как шла борьба с этим явлением?

Коллаж Ольги Александровой

Знакомым пожаловался

Конечно, в 1990-е годы быстро сколотить неплохой капитал было значительно проще, чем сегодня. Однако утверждение, что стать успешным бизнесменом мог в то время практически каждый, ошибочно. И тогда многие предприниматели терпели неудачи, становились банкротами. 

Прогорел в 1998-м и могилевский предприниматель Игорь Степанченко. Но за год до полного разорения на свою беду он взял в долг три тысячи долларов. По тем временам сумма огромная. 

С кредитором Леонидом Макаровым его свел приятель Виктор Новиков, работник строительного предприятия. Обанкротившись, Степанченко, конечно, не хотел подводить ни Макарова, ни Новикова. Но, помимо этого долга,  других накопилось так много, что денег рассчитаться катастрофически не хватало. Он был должен за аренду и товары, услуги и помощь в работе. 

Игорь продал все, что мог, чтобы рассчитаться, кроме квартиры, в которой жил: она ему не принадлежала. Кому-то сумел вернуть деньги, кому-то нет. 

Поняв, что у неудачливого бизнесмена с финансами совсем туго, кредитор Леонид Макаров стал проявлять настойчивость. Однако денег Степанченко взять было неоткуда. Зная о его трудной ситуации, ссужать ему деньги никто не рисковал, а заработать самому у него не получалось. 

Макаров ждать больше не собирался. Пошел в милицию. Узнав, что Игорь долг признает и настойчиво ищет источники доходов, чтобы расплатиться, люди в погонах его отпустили. Кредитор, конечно, расстроился, но с такой ситуацией смирился. 

Все было бы нормально, но однажды после работы Леонид встретился со старыми знакомыми — четверыми могилевчанами в возрасте 27—29 лет, практически его ровесниками. Парни эти — Овчинников, Тарасов, Катков и Титов — дружили давно, были одной компанией. Иногда занимались делами не совсем благовидными — все четверо имели судимости за хулиганство. С законопослушным Макаровым у них было мало общего, но так как они были знакомы с подросткового возраста, все же иногда пересекались. 

За бокалом пива Леонид рассказал четверке о проблемах с возвратом нескольких тысяч долларов. 

Перевод долга

Ребята из криминального квартета переглянулись и сразу решили, как из полученной информации извлечь свою выгоду. Они предложили знакомому помочь с получением средств у Степанченко. Конечно, небесплатно, а за 400 долларов, — по 100 «на рыло». Макаров согласился. 

За дело рэкетиры взялись рьяно. На следующий же день на «восьмерке» Титова направились к должнику. 

Степанченко, как обычно, только развел руками: налички нет и взять ее пока негде. Осмотрев его бедное арендованное жилище, незваные гости поняли, что так и есть. Но сдаваться они не собирались и задали вопрос, на первый взгляд, довольно странный: 

— А кто познакомил тебя с кредитором?

Игорь не стал скрывать, указал на Новикова. 

Разведка у преступного квартета работала неплохо. На следующий день вымогатели уже знали, что Виктор Новиков работает в одном из отделов государственного строительного предприятия, ежемесячно получает вполне приличную зарплату, имеет квартиру и машину в собственности. В общем, посредник показался преступникам вполне перспективным. Они решили, что именно на него повесят долг. То, что Виктор ни у кого денег не брал, криминальную четверку ничуть не смущало.

Очень нагло средь бела дня, ни от кого не скрываясь, они подъехали к управлению предприятия на «восьмерке». Тогда такое случалось сплошь и рядом. Своей принадлежностью к преступному миру многие в те годы очень гордились. Считали себя крутыми. 

Избивали в лесу

Не смутило «решал» даже то, что, помимо Виктора, в кабинете сидели еще три человека. Всей командой они ввалились в комнату, вызвали Новикова поговорить. Тот уверенно вышел на улицу — мало ли какое у людей дело? Прямо под окнами конторы его избили, это видели сослуживцы. На рабочее место он вернулся с окровавленным лицом. 

Правда, на тот момент Виктор даже не понял, о каких деньгах идет речь, подумал, что парни что-то перепутали.

На следующий день все та же грозная четверка опять ждала его на стоянке возле конторы. Когда Новиков возвращался с обеденного перерыва, его затолкали в «восьмерку», повезли в лес, опять избили. Посыпались стандартные угрозы, что закопают и сожгут хату, если срочно не рассчитается. Виктору предложили быстро продать машину или квартиру, а если на все это не найдется покупателей — отгрузить стройматериалов на три тысячи долларов со склада своего предприятия. 

На обратном пути его привезли к кредитору Макарову. Тот очень удивился и даже возмутился. Дескать, при чем здесь Виктор? Он ничего не брал и не должен. Но четверку это не остановило. Преступники решили во что бы то ни стало получить деньги от своей жертвы. Они так и сказали Леониду: «Тот пустой, взять нечего. Будем дожимать этого». 

Только тогда Виктор понял, о каком долге идет речь. 

Окровавленного, в испачканной и измятой одежде, его опять подвезли к месту работы. Обеспокоенные сослуживцы, дважды наблюдавшие сцены встречи своего коллеги с рэкетирами, посоветовали срочно идти в управление по борьбе с организованной преступностью: «Иначе не отстанут, того и гляди искалечат. Что ты себе думаешь?!»

Виктор к совету прислушался, следующая его встреча с вымогателями проходила уже под контролем людей в погонах, все записывалось на камеру. 

Бандитов взяли с поличным

Встречу преступники назначили своей жертве на остановке общественного транспорта вблизи его работы. Не успел Виктор туда прийти, как вся четверка выскочила из автомобиля, набросилась на него с кулаками. Здесь их и взяли с поличным. 

Валерий Красовский, в то время старший следователь УБОП, а ныне — майор милиции в отставке, вспоминает:

— Я вел это дело. Поначалу задержанные все отрицали. Говорили, что избили Виктора в первый раз на почве неприязненных отношений, раньше с ним не встречались, никаких денег у него не требовали. Но, прижатые уликами — записью с камеры, свидетельскими показаниями коллег потерпевшего, — во всем сознались. Однако виновными себя так и не признали ни во время следствия, ни в суде. Вообразили себя коллекторами, хотя в то время и слова такого не было. Считали, что делали хорошее дело: помогали человеку вернуть деньги.

Кредитор Леонид Макаров был освобожден от уголовной ответственности, так как не он натравил преступную четверку на Виктора. 

Овчинникова, Тарасова, и Титова приговорили к пяти годам лишения свободы каждого. «Восьмерку» Титова изъяли как орудие преступления: именно на ней вымогатели вывозили в лес свою жертву. 

Катков перед судом позаботился о хороших характеристиках и адвокате. Его приговорили к трем годам лишения свободы. 

В ТЕМУ

Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке:

— Сегодня трудно даже представить, чтобы преступники, не таясь, большими группами ходили по кабинетам госпредприятий, на глазах у многочисленных свидетелей избивали сотрудников, требовали бесплатно отгрузить продукцию со складов. Не принято сегодня афишировать свою деятельность тем, кто занимается чем-то незаконным. А ведь в 1990-е годы такое случалось не так уж редко. Порядок удалось навести благодаря в том числе и работе нашего подразделения. 

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter