Десять лет назад вынесли приговор банде Ринаса, державшей в страхе Витебщину больше 20 лет

Дань страха

Десять лет назад в Витебском областном суде озвучили приговор банде Ринаса, участники которой получили от 2 до 14 лет тюрьмы. Судебный процесс стал одним из самых громких на территории не только региона: обвинение было предъявлено нескольким десяткам человек. Уголовное дело — около 60 томов, более 60 потерпевших и 150 свидетелей. Некоторые согласились давать показания лишь под вымышленными именами.



Банда, названная по имени ее главаря Владимира Ринаса, с 1996 по 2006 год промышляла в Витебске и окрестностях. Мошенничества, вымогательства, похищение людей и другие преступления — всего более ста эпизодов. И хотя на счету у этих «братков» официально не значилось мокрых дел, шлейф ужаса за ними тянулся длинный. Даже сейчас, спустя более 20 лет, жертвы вспоминают те события с дрожью. А профи в погонах — еще и как сложную криминальную историю, клубок которой было ой как непросто распутать. Доказательную базу приходилось собирать по крупицам, вспоминает старший прокурор отдела прокуратуры Витебской области Александр Сащеко:

— В то время я был прокурором отдела по поддержанию гособвинения в прокуратуре области и вместе с коллегами лично занимался витебской группой. От действий Владимира Ринаса и компании в основном страдали бизнесмены — от мелких ларечников до директоров крупных предприятий. Повинуясь указанию молчать, все они безропотно сносили поборы рэкетиров, их издевательства и прессинг. 

Огнестрелов за преступниками не числилось. В банде привыкли действовать другим методом — грубой физической силой. Местные «бойцы» брали своих жертв на испуг — играли крутыми бицепсами, матерились, грозились в случае чего достать и самого несговорчивого товарища, отказывавшегося платить дань, и его семью. Ипэшникам, державшим ларьки и палатки, напоминали, что последние вспыхивают от одной спички. Так же, как и автомобили, которые могут стать кучей металлолома. Примитивная технология устрашения действовала. В большинстве случаев «братки» добивались цели: люди, как агнцы на заклание, шли навстречу рэкетирам. Суммы для всех были разные, продолжает Александр Михайлович:

— Витебская «бригада» не гнушалась ничем. К примеру, одного из коммерсантов сначала заставили платить по 100 долларов в месяц. Позже аппетит бандитов вырос до полутора тысяч долларов. Несколько месяцев бизнесмен под страхом расправы с семьей нес эти деньги. Потом выплаты снизили в три раза — нет, не пожалели предпринимателя, а блюли собственные корыстные интересы. Продолжи они в том же духе, и фирме пришел бы конец, как и их незаконной прибыли.

Банда действовала планомерно и вдумчиво. Сперва искала через рекламные объявления коммерческие структуры, которым предлагалась «крыша». «Браткам» исправно платили ларечники и торговцы насваем из Средней Азии, валютчики, управленцы предприятий. Даже узнав, что кто-то в собственном гараже втихую занимается ремонтом машин, «ринасовцы» были тут как тут. От порога милиции, как черта от ладана, и дачи показаний на своих обидчиков жертв гнал страх, говорит Александр Сащеко:

— В Шумилино бандиты назначили встречу местной предпринимательнице. Представьте себе изумление рэкетиров, когда в час «икс» появился ее муж — в форме и погонах пожарного. Только это не поменяло ракурса: как и все, запуганный черной славой «ринасовцев», он покорно протянул вымогателям деньги.

Владимир Ринас — бывший десантник, затем оформитель могильных памятников, выросший до замдиректора коммерческой фирмы, четко представлял, что жесткая дисциплина, хорошая физическая подготовка и секретность — основа успеха. Не случайно коллективный портрет витебской «бригады» очень спортивный. Большинство ее антигероев были достаточно активными спортсменами. Ринас сам не упускал возможности ходить в тренажерный зал и, качая мышцы, заодно занимался вербовкой. В преступную организацию попадали по рекомендации уже действующих ее членов, делится Александр Михайлович:

— Требования к кандидату были серьезными: это должен быть молодой человек крепкого телосложения, занимающийся единоборствами (бокс, борьба), без вредных привычек — никаких наркотиков, пристрастия к спиртному и лучше даже некурящий. Вспомните безработицу тех лет, повальный дефицит и легко поймете, почему проблем с наполнением группы не было. 

Ненормированный рабочий день, свободное «посещение» и бешеные по тем временам деньги как магнитом притягивали молодежь. У одного из участников банды было, к примеру, два диплома — юриста и ветврача. Выбраться из общей паутины было проблемой. Отдельное внимание Ринас и фактически второй руководитель банды Виталий Ксензов уделяли секретности. 

Размах злодеяний пугает. К примеру, однажды бандиты решили «отжать квартиру» у жителя областного центра. Собственник сопротивлялся, но, посидев в заложниках за городом, стал сговорчивее. Одного особо упертого предпринимателя «бригадовцы» вывезли в лес и до полусмерти избили. Кулаки были главным орудием злодеев, включается в беседу Андрей Краско, заместитель начальника 7-го управления по Витебской области ГУБОПиК МВД Беларуси:

— В тот период я занимался шумилинским направлением и местными эпизодами, в которых подозревали банду Ринаса. Работать приходилось без оперативных выездов на место преступлений, жертвы которых объясняли случившееся чем угодно, но только не бандитскими разборками. Технологии, которые сегодня позволяют оперативно вывести преступников на чистую воду, тогда еще не были настолько развиты. Сожженные торговые точки, порезанная резина фур и многие другие происшествия проходили по нераскрытым уголовным делам. Первостепенной задачей было установить причинно-следственные связи, выйти на след злодеев. 

В итоге милиционеры стали поднимать, казалось бы, безнадежные «глухари». Была проведена огромная оперативно-следственная работа, прежде чем члены банды стали давать показания друг против друга, говорит Андрей Николаевич:

— Одни обвиняемые пытались обелить себя, отказываясь от любой связи с бандой. Другие — смотрели прямо в глаза и самоуверенно заявляли: «А вы сначала докажите!» Доказали. И лучшая награда за это — искренняя благодарность людей. В том же Шумилинском районе предприниматели подходили к нам и говорили, что теперь они могут дышать и работать спокойно.

Битые мошенники

Одним из удачных способов быстро заработать витебская «бригада» считала «бизнес» на автомобильной страховке. Из Европы в Беларусь перегоняли битые машины. С помощью подкупленных правоохранительных сотрудников, которые тоже оказались на скамье обвиняемых, оформлялись документы о липовом ДТП. Наступал страховой случай, а точнее «развод». 

Клетка захлопнулась

Ринас и его команда постоянно подчеркивали, что занимались легальным предпринимательством. Изготовление памятников, дверных блоков и кухонь, перегон и перепродажа автомобилей из-за границы, сборка мебели — все это было скорее ширмой для крупного криминального бизнеса. Мол, работаем грузчиками, таксистами, даже озеленителями — все в рамках закона. Но многочисленные доказательства указывали на обратное. «Красивая жизнь» закончилась — клетка захлопнулась. Последнюю доставили прямиком из Минска, чтобы вместить в нее на суде всех фигурантов дела банды Ринаса. Кстати, главарь получил 14 лет тюрьмы.

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter