Корреспонденты «СБ» с полей и полигонов стратегических совместных учений «Запад-2017»

Дан приказ!

Приказ отдан! Вчера ровно в 9.00 руководитель учений — начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси — первый заместитель министра обороны генерал–майор Олег Белоконев появился в пункте управления региональной группировки войск. Поприветствовал собравшихся офицеров. Обратился по видео–конференц–связи к командующим и командирам привле-каемых к маневрам соединений, объ-единений и воинских частей и... К бою! Совместное стратегическое учение вооруженных сил России и Беларуси «Запад–2017» стартовало.


— Пункты управления развернуты, система управления создана и функционирует в полном объеме. Сейчас прошло уточнение задач, и на пунктах управления командующих приступили к уточнению ранее принятых решений, — краток руководитель учений.


Что именно будут представлять собой маневры, в общих чертах известно давно. Согласно предложенному замыслу отношения между двумя условными коалициями государств — «Северными» и «Западными» — зашли в тупик. Обстановка обострена до предела. Конфликт нарастает: связан он с увеличивающейся активностью незаконных вооруженных формирований, международных сепаратистских и террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку. Именно так, к слову, и начинались все вооруженные противостояния последних лет. Как остановить деструктивные силы? Как сохранить мир в регионе? Как продемонстрировать всем и вся, что отношения России и Беларуси были, есть и будут прочны, а обороноспособность наших стран только укрепляется? Как плечом к плечу готовы противостоять врагу представители двух дружественных государств? В ближайшие дни увидим воочию. На «передовую» выходят военнослужащие. Первые утренние весточки с «фронта», услышанные журналистами, дежурящими в «штабе» (стратегическое, между прочим, место, где нам строго–настрого было велено отключить мобильные телефоны и избегать упоминаний в текстах хоть каких–либо географических ориентиров), — ведется поисковая операция.


— Наиболее активные действия в настоящий момент ведутся на участках местности Дретунь, на полигонах Лепельский и Лосвидо. Там войска выполняют практические задачи по поиску, блокированию, уничтожению диверсионно–разведывательной группы незаконных вооруженных формирований в глубине нашей страны, — рапортует генерал–майор Олег Белоконев.

Дмитрий УМПИРОВИЧ, Павел ЧУЙКО (фото), спецкоры «СБ» на учениях.

Нападение отражено

В первый день учений на полигоне Лепельский предстояло отработать действия подразделения при попытке прорыва блокпоста незаконным вооруженным формированием. Задействован личный состав 19–й отдельной гвардейской механизированной бригады. Заместитель командира бригады по идеологической работе гвардии полковник Дмитрий Глинский поясняет мне:


— Задача для нас ненова, подобные мы постоянно отрабатываем в ходе боевой подготовки.

Интересно, разделяют ли его спокойствие бойцы? Обращаюсь к тому, кто стоит в полной экипировке возле шлагбаума. Это младший сержант Борис Ибадлаев, родом из Витебской области, служит почти 10 месяцев.

— Волнуешься?

— Конечно! Очень ответственный момент, первые мои учения. Тем более совместные с Россией. Не хочется ошибиться и подвести бригаду.

Борис — дежурный по КПП. Его задача — осматривать проезжающие машины и проверять документы тех, кто в них едет. План учений ему известен, но как все произойдет в реальности, он не знает: «Нападающие могут ехать по дороге, а могут зайти со стороны кладбища, из леса...»

   
Наш разговор слышит заместитель командира батальона гвардии майор Александр Жидков. Обращаясь к младшему сержанту, он говорит:

— Учтите, что в любом из вариантов это может быть обманный маневр.

Неподалеку от блокпоста приземляется вертолет. Ожидали министра обороны. Он это или нет? Как бы то ни было, напряжение на блокпосту растет. В какой момент и откуда произойдет нападение, знают офицеры, но не бойцы.

Тем временем к шлагбауму подъехал старенький «Пассат». Знак остановиться водителю подал рядовой Малаховский. Водитель вышел, достал документы...

Остальное произошло очень быстро. Из леса раздалась автоматная очередь, боец упал. Подрыв машины имитирует дымовая шашка. Из машины выскочил человек с автоматом, такой же вдруг оказался и в руках водителя. Оба открыли огонь по блокпосту, огненные вспышки автоматных очередей вспыхнули из леса с двух сторон. Огнем немедленно ответил блокпост. Оглянувшись, вижу, как отстреливается Борис Ибадлаев. Понимаешь, что у всех холостые, но... неуютно.


Бой был скоротечен. «Не стреляйте! Сдаюсь!» — это подал голос один из немногих уцелевших «бандитов».

«Боевая задача выполнена. Нападение отражено. Большинство нападавших уничтожены, остальные задержаны», — подводит для меня итог полковник Глинский.

Возможно, кто–то из читателей не будет сильно впечатлен. Между тем не очень эффектный эпизод учений на Лепельском полигоне выглядит весьма символично.

Глядя на имитацию боя, не могу не вспоминать информационный шум, поднятый в некоторых странах западнее Беларуси. Наши войска чуть ли не захватывать их собрались. Пишут, конечно, больше о России, но подразумевают и Беларусь — как союзника и как плацдарм. Что тут сказать...


За время, минувшее после 1991 года, в армии независимой Беларуси отслужили многие тысячи парней. Никого из них командиры не готовили к захвату чужих территорий. Хотя бы потому, что испокон веку жители земли белорусской только защищали и освобождали ее от чужаков. На этом сформировалась коренная философия, менталитет народа. Поэтому политика нашей страны миролюбивая, а военная стратегия — оборонительная. Разве они изменились осенью 2017–го?

И еще. В учениях задействованы достаточные, но — весьма скромные людские и технические ресурсы, к тому же рассредоточенные по нескольким полигонам. Только диванные стратеги, которых развелось множество, могут усмотреть в них средства нападения и захвата.

Впрочем, весьма точная оценка подобным фантазиям прозвучала в ток–шоу на российском ТВ из уст депутата Европарламента от Эстонии Яны Тоом: «Кто сильней испугался, тому больше дали». Денег, разумеется.

Скромный эпизод учений на Лепельском полигоне предстает как модель, символ, знак: нападать не собираемся, но за себя постоять сумеем.


Виктор ПОНОМАРЕВ, Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ (фото), собкоры «СБ» на учениях.

ponomarev@sb.by

Присягнули Отчизне

Более 50 военнослужащих запаса приняли военную присягу в Глубоком. В районе впервые проходят учебные сборы территориальных войск. Торжественная церемония прошла у памятника землякам и воинам–освободителям в парке Победы. С напутственной речью к военнообязанным обратился председатель Глубокского райисполкома Олег Морхат:

— Уважаемые земляки, желаю вам достойно защищать свою родную землю и свои семьи. Многие из вас уже проходили военную службу, кто–то солдатом, кто–то офицером. Поэтому уверен, что вы справитесь со всеми тяготами ратных будней. Испокон веков на белорусской земле с безмерным уважением относились к тем, кто лучшие свои годы отдал служению Отечеству. Я также прошел военную службу и знаю, как нелегко бывает нашим защитникам. Мы постарались сделать так, чтобы в местах дислокации вам было уютно и комфортно.

Многие участники сборов принимали военную присягу во второй раз. Дело в том, что почти все они, офицеры и рядовые, служили в разных уголках Советского Союза и впервые торжественно присягали, вступая в ряды Вооруженных Сил СССР, а кто–то давал клятву в стенах Академии МВД. Перед сборами военнообязанные присягнули на верность Беларуси и, конечно же, родному Глубокскому району, ведь суть территориальной обороны сводится к умению защитить при необходимости малую родину — свой дом, свою улицу, завод, деревню, близких.

По данным местного военного комиссариата, на сборы призваны около 200 человек. Все они — жители Глубокского района. Живут военнообязанные не в палатках — для них оборудовали комфортную казарму. До 21 сентября солдаты и офицеры запаса будут вспоминать военные навыки и учиться новым. На завершающей стадии сборов глубочане примут участие в учениях «Запад–2017».

Ольга КРУЧЕНКОВА.

krucha–tut@rambler.ru

Гром с чистого неба

Развитие технологий изменило многое в вооруженных силах. Появились новые виды оружия и военной техники. Так, во время учений «Запад–2017» будут широко применяться российские и белорусские беспилотники, новейшие средства связи и радиоэлектронной борьбы, современные системы ПВО, последние модификации серийной бронетехники.


Одна из новинок — уникальный беспилотный авиационный комплекс вертолетного типа INDELA–I.N.SKY модификации BUR белорусской разработки. Впервые этот разведывательно–ударный беспилотный вертолет был представлен на 8–й международной выставке вооружения и военной техники MILEX–2017. Беспилотный летательный аппарат предназначен для огневой поддержки операций спецподразделений и регулярных войск, подавления огневых точек, расположенных в труднодоступных местах: в укрытиях городского ландшафта, на этажах зданий. Он может обеспечивать поражение живой силы противника, легкобронированной и автомобильной техники, разрушение укреплений. Аппарат оснащен крылом с двумя концевыми точками подвески боевой нагрузки — малогабаритных гранатометов «Бур» или реактивных термобарических выстрелов типа РПО ПДМ–А «Шмель–М». В невооруженной комплектации беспилотник может вести корректировку огня артиллерийского и ракетного вооружения, разведку местности или охрану государственной границы. При этом осуществляя передачу координат цели, а также видеоинформации в видимом и инфракрасном диапазонах.

Хороший солдат - сытый солдат

Война, конечно, войной, но завтрак, обед и ужин строго по распорядку. Весточка родителям выдвинувшихся на учения бойцов от спецкоров «СБ»: дети накормлены. Кажется, никто не похудел, а кто–то даже — и они в этом лично похвастались — поправился. Вот и перед нами в полевой столовой, размещенной в самой обыкновенной палатке посреди леса, поставили огромную миску горохового супа, тарелку сытной рисовой каши с тушенкой и стакан чая.


— Не думайте, уважаемые журналисты, что специально готовились к вашему приезду! Так мы едим всегда! Приятного аппетита! — проявляют гостеприимство хозяева лагеря.

Каша — пища самая что ни есть солдатская, спору нет. Ну а кроме? Такого разнообразного меню, как в фешенебельном ресторане, на здешней кухне, конечно, не предложат... Санитарные нормы! Мало сделать так, чтобы было вкусно. Главное, чтобы ничто затем не помешало ринуться в бой. Накормить командиру хозяйственного взвода 336–й реактивной артиллерийской бригады старшему прапорщику Алексею Алешкевичу и его команде, к слову, нужно аж 176 человек. В полевых условиях сделать это, кстати, не так уж и легко. Есть свои определенные нюансы и даже (впрочем, как у каждого шеф–повара) свои секреты.

— Горячим кормим три раза в день. На первое — концентрированные супы. Харчо, гороховый, вермишелевый, рисовый... Приесться не должны. В основе второго блюда — хит солдатской кухни! — тушенка из говядины высшего сорта (но не мясо, на полевой кухне готовить его запрещено — нет соответствующих условий). Ее мы добавляем в каши — рисовую, перловую, гречневую... Дополнительно — между завтраком и обедом — даем сало–шпик, карамель, печенье, поим чаем и соками. Ананасовым или березовым...

Какая еда без хлеба? Каждый день десятки горячих свежайших буханок доставляют прямо в лес с местного хлебзавода. «А вот на российском полигоне Ашулук по–другому, там задействована целая полевая хлебопечка», — сравнивает старший прапорщик Алешкевич. За водой же хозяйственники ездят на машинах сами. Согласно требованиям подвозить ее нужно ежедневно.

Не мамкины, конечно, пирожки. Однако солдаты, кажется, таким меню довольны: вкусно, аж за ушами трещит! И комплимент «кормят как на убой» от бывалых, призванных из запаса бойцов — пожалуй, лучшая похвала поварам и успокоительное для переживающих близких.

Дмитрий УМПИРОВИЧ, Александр КУШНЕР (фото), спецкоры «СБ» на учениях.

Итоги старта

Вчера завершился первый день учений «Запад–2017». Вечером официальный представитель Министерства обороны на брифинге подвел его итоги. Начальник управления информации Владимир Макаров рассказал о ситуации, к которой готовятся военные: «Замысел учения разрабатывался совместно генеральными штабами стран. В основе — вариант возникновения кризисной ситуации, возрастание активности деятельности вооруженных формирований международных сепаратистских и террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку. Беларусь стремится не допустить развязывания военного конфликта, а Россия оказывает ей поддержку».

Владимир МАКАРОВ.
Основные цели — совершенствование оперативной совместимости штабов, апробация положений новых уставных документов, получение практики командирами. Отрабатываются различные боевые моменты: управление войсками в ходе решения задач стратегического сдерживания, изоляция районов действия незаконных вооруженных формирований, диверсионно–разведывательных групп, наращивание группировки военно–воздушных сил и войск ПВО для обороны важных объектов и другие задачи.

Руководство анализировало действия командующих при управлении войсками в ходе дестабилизации обстановки в зонах и районах ответственности, выполнялись мероприятия по подготовке войск по решению задач, был организован практический розыгрыш по поиску, блокированию и уничтожению вражеских формирований.

Общая численность участвующего личного состава — около 12.700 военнослужащих. В Беларуси задействовано примерно 10.200 человек. От России — около 3.000.

Владимир Макаров обратил внимание, что все российские подразделения прибыли в соответствии с установленным порядком и находятся на полигонах: «Они приступили к отработке учебных вопросов, прибытие иных российских подразделений на территорию нашей страны не предусмотрено. Проведение других учений, кроме «Запад–2017», также не предусмотрено».


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ергали Булегенов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Беларуси:

— Уверен, что «Запад–2017» пройдет успешно. Я обеспокоенности дипломатов (известно, каких государств) не разделяю. Такие маневры проводятся и у нас в Казахстане, они традиционные. А нынешние совместные российско–белорусские учения — плановые, были намечены не вчера и не сегодня и открыты для всех государств. И приглашены на них представители многих стран.

Александр Вольфович, командующий войсками Северо–Западного оперативного командования:

— Совместное стратегическое учение — серьезный ратный экзамен для всех категорий военнослужащих: как для командующего, так и для рядового. На осознание этого была направлена вся организаторская, идеологическая и воспитательная работа командиров и органов идеологических структур в течение всего периода нынешнего учебного года. Думаю, нам удалось выработать у всего личного состава высокое чувство ответственности за умелые и инициативные действия на предстоящем учении, создать в воинских коллективах условия для повышения организованности и порядка, соблюдения крепкой воинской дисциплины и недопущения каких–либо предпосылок к правонарушениям.

Александр Тишкевич, командир 336–й реактивной артиллерийской бригады:

— К тому, что сейчас я на учениях, семья относится с пониманием. Давно привыкла. Мало того, дочке — ей сейчас 21 год — все, что связано с моей службой, наоборот, очень интересно. Техника, стрелковое оружие, деятельность папы как командира... Именно она отслеживает все газетные публикации. Только, увы, на сами маневры ей — человеку гражданскому — взглянуть не удастся.

Родион Утробин, сержант резерва, командир артиллерийского орудия «Гиацинт»:

— Служба в резерве сама по себе очень насыщенна. Учения, стрельбы, походы, боевые марши. Время пролетает мгновенно. Скучать не приходится. Поэтому и настроение — боевое. Для нас учения — это очень большой шаг, для кого–то, быть может, даже самый главный в жизни. К маневрам все мы подходим серьезно. Работаем на максимуме. Хотим доказать нашим офицерам, семьям, стране, что мы не лыком шиты и Родину защитим, что бы ни случилось!

Александр Грицук, председатель Ивацевичского райисполкома:

— Во время белорусско–российских учений «Запад–2017» жители нашего района будут заняты повседневными заботами в сфере сельского хозяйства, промышленности. Очевидно, что созидательный труд людей должен быть защищен, и мы уверены, что с поставленными задачами военнослужащие справятся. В учениях задействована территория Ивацевичского района, и нашим жителям небезразличен результат. Главное, на мой взгляд, в том, что маневры носят оборонительный характер. А мы должны уметь постоять за себя, своих родных и близких, если это потребуется.

Ян ЖУР.

zhur@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter