Приходите на нее посмотреть — Воронежский самородок — Гражданин в клетчатом пиджаке — Полет над Москвой–рекой

Дамы с собачками и без

Приходите на нее посмотреть — Воронежский самородок — Гражданин в клетчатом пиджаке — Полет над Москвой–рекой
Приходите на нее посмотреть — Воронежский самородок — Гражданин в клетчатом пиджаке — Полет над Москвой–рекой

В день ухода из жизни актрисы Натальи Крачковской прошло сразу два вечера ее памяти на двух главных российских телеканалах: в студии передач «Пусть говорят» и «Прямой эфир». Дело хорошее. Но диву даешься такой оперативности телевизионщиков и благому намерению коллег актеров тут же удариться в воспоминания, когда хотелось бы помолчать. У Андрея Малахова и Бориса Корчевникова выступали многие, кто работал с Крачковской. Клоун Олег Попов, снимавшийся вместе с актрисой в знаменитом мюзикле «Мама», сын Семена Фарады Михаил Полицеймако, Елена Проклова, Людмила Иванова, Любовь Руденко, Наталья Селезнева, Наталья Гвоздикова, композитор Александр Журбин, сценарист Аркадий Инин.

О совместных гастрольных поездках и о последнем совместном спектакле, который играли три недели назад, вспоминал актер Анатолий Журавлев. Задавались вопросом: почему такая актриса не имела звания народной? Страдала ли она от этого? Показывали кадры из фильмов, фрагменты программы «Пока все дома», «Модный приговор», «Смак». «Возьми терочку и натри морковочку!» — приказывала Наталья Леонидовна Ивану Урганту в студии «Смака». Напомнили душевный клип Андрея Державина на песню «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина». Было много слез, речей, признаний... В «Прямом эфире» пытались сделать упор на тему одиночества, на то, что актриса не уделяла должного внимания сыну, но выглядело это несколько натужно. Через одиночество на закате жизни прошли многие популярные актрисы. Ведущий все выпытывал у соседей Крачковской подробности быта. У редакторов программы «Пусть говорят» хватило вкуса дать панорамный снимок жизни Крачковской, не ударяясь в семейные дрязги. И кажется, стало немного светлее в тот вечер.

К 80–летию со дня рождения удивительной актрисы, окончившей факультет журналистики МГУ и не имевшей профессионального актерского образования Ии Саввиной показали ее лучшие фильмы «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», повторили выпуск программы «Линия жизни» 2007 года. С детства Саввина любила литературу, ведь окончила школу в воронежской глубинке с золотой медалью. Тонкая, ироничная, интеллектуальная, она резко выделялась на фоне профессиональных актрис, живущих только профессией.

Театр начался для нее со студенческого театра МГУ, с фонтанирующего идеями Ролана Быкова. Он стал для нее первым учителем. После состоялось знакомство с Алексеем Баталовым на дне рождения Быкова, последовала работа в картине «Дама с собачкой». Ее аристократическую стать заметили и оценили. «Всю жизнь мне везло на настоящих людей, — считала актриса. — Театрального образования у меня нет, вся моя школа это люди — Быков, Хейфиц, Ефремов». Именно у Ефремова во МХАТе она сыграла свои самые знаменитые роли. Вместе они снимались и в кино, в мелодраме «Продлись, продлись, очарованье...» о поздней любви двух одиноких людей, не понятых собственными детьми. Вот где драма и настоящие характеры — в забытом советском кино, а не в модном фестивальном арт–хаусе и лауреатах «Оскара».

Слушать Александра Филиппенко можно часами. Когда–то посчастливилось посмотреть и его моноспектакль «Мертвые души» и побывать на творческом вечере. Как он читает рассказы Зощенко! В «Белую студию» Филиппенко пришел поговорить серьезно о профессии и долге актера: «Актеры должны зажечь костер, чтобы людям стало немного светлей, чтобы они понимали, что в жизни хорошо, плохо и что — посредственно». Свою профессию он до сих пор воспринимает как служение. Актер заявился франтом, в роскошном клетчатом пиджаке, какие носил его любимый персонаж Коровьев. Есть, есть в Александре Георгиевиче неистребимая чертовщинка!

Андрей Мерзликин — звезда нового поколения. Ему был посвящен документальный фильм «Не было бы счастья». В свои 43 Мерзликин успел сняться более чем в 70 фильмах. Его приглашают самые именитые режиссеры и продюсеры — Никита Михалков и Петр Буслов, Валерий Тодоровский и Федор Бондарчук, Николай Досталь. А вот лучшие работы Андрея — у Владимира Мирзоева (спектакль «Предательство», фильм «Борис Годунов») — широкому зрителю, к сожалению, неизвестны.

Ролей на заре карьеры долго не было. В начале 2000–х впору было опустить руки — ничто не предвещало успеха. Но удача все–таки случилась: пригласили в культовый фильм «Бумер». Правда, с театром почему–то предложили расстаться, поставив перед выбором. В какой–то момент нервы были на пределе, и однажды Мерзликин вылетел на машине в Москву–реку, но остался жив. После этого пересмотрел свое отношение к жизни. Всем нам нужна иногда хорошая встряска.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter