Что изменится в новой редакции закона о занятости

Дамоклов меч над безработной головой

Сладкой жизни так называемых профессиональных безработных пришел конец. Эти люди нередко умудрялись годами числиться на бирже труда, периодически снимаясь с учета и снова регистрируясь. При этом получали пособие по безработице и другие выплаты. Новая редакция закона о занятости, который завтра вступает в действие, закрывает все лазейки для таких трутней.

Прежде всего в два раза сокращается максимально возможный срок быть безработным — с 36 до 18 месяцев. Но и повторно на бирже просто так не устроишься. Если снимали с учета за неявку в службу занятости без уважительной причины более двух месяцев, в следующий раз зарегистрируют лишь через год. Такое же наказание грозит исключенным из списка за попытку или получение пособия по безработице обманным путем. Не заплатишь ущерб — вообще не суйся на биржу труда.

Обновленный закон вводит защитные меры для людей, находящихся под угрозой увольнения. Наниматели обязаны полностью или частично компенсировать затраты на их опережающее обучение. Такой подход исключит стрессы у работников, избавит от страха оказаться безработными.

Не секрет, некоторые руководители стремились придержать освобождающиеся рабочие места, не сообщать о них в службу занятости или делали это с опозданием. Теперь срок уведомления сокращен с двух недель до пяти дней. Одновременно усилена административная ответственность за нарушение законодательства о занятости. 

Важной новацией стало положение о том, что с 1 января 2017 года услуги по трудоустройству смогут оказывать только включенные в реестр агентства по трудоустройству. Их деятельность раньше не регламентировалась. Правительство определит и перечень услуг таких организаций.

Безработица сейчас небольшая. За 9 месяцев всего 0,9 процента при прогнозируемой — 2. Поэтому те, кто остался не у дел, быстро находят новое место. Однако надо быть готовыми и к худшим сценариям. Сегодня максимальное пособие по безработице — 42 рубля. Реально прожить на него несколько месяцев невозможно. Поэтому рассматривается вопрос повышения до бюджета прожиточного минимума — 175 рублей. Одни говорят, что и этого мало, другие — много. За такие деньги действительно можно хоть и бедно, но некоторое время прожить. Тем более что при низких доходах государство компенсирует оплату коммунальных услуг. 

Однако есть опасения, что некоторым людям даже такая сумма пойдет не на пользу. Получив подкрепление на ЖКУ, они ударятся в пьянство (алкоголь нынче недорогой), и могут натворить немало бед. Думается, наилучшим ответам скептикам должен стать жесткий контроль за стремлением безработных быстрее найти новое занятие. И лишение пособия при малейшем нарушении. Такой дамоклов меч отрезвит многие головы.

Сегодня все пособия по безработице выплачиваются только за счет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Но его возможностей не хватит в случае многократного роста пособий. А если количество незанятых добавится?

Выход — страхование от безработицы. Работа в этом направлении началась. По поручению Правительства создается межведомственная рабочая группа из представителей министерств труда и соцзащиты, экономики, финансов и юстиции, Федерации профсоюзов Беларуси и нанимателей. Она должна разработать проекты нормативных документов, регламентирующих формирование и использование страхового фонда. 

Одновременно в обществе начались дискуссии о том, как формировать страховой фонд. Нашлось немало любителей сразу все взвалить на плечи государства, а точнее, бюджета. Но это абсурд. В большинстве стран финансирование страхования по безработице обеспечивается за счет работодателей и работников. Государство подставляет плечо лишь во время кризисов, когда специальный фонд резко мелеет. 

Возьмем недалекую от нас Эстонию. Там страховой взнос работника от 0,5 процента до 2,8 выплаченной ему зарплаты, работодателя — от 0,25 процента до 1,4 фонда заработанной платы. Показатели постоянно варьируются, ежегодно устанавливаются советом страховых касс и утверждаются правительством с учетом конъюнктуры рынка труда. Если безработица растет, повышаются взносы, и наоборот.

В США страховку платят только работодатели — 1 процент от фонда зарплаты. Но в 2008—2009 годах после серьезного экономического спада в фондах страхования стал наблюдаться дефицит средств. На помощь пришло правительство. 

Думается, и нам надо основательно изучить мировой опыт, прежде чем принимать окончательные решения о механизме отечественного страхования от безработицы.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter