Дамоклов меч безденежья

Он по-прежнему висит над профсоюзным спортом...

Воспитанники профсоюзных спортшкол внесли весомый вклад в копилку белорусской команды на летней Олимпиаде-2008 в Пекине. В их активе 9 наград, в том числе 4 золотые, которых удостоились легкоатлетка Оксана Менькова, гребцы-байдарочники Роман Петрушенко, Артур Литвинчук и каноист Андрей Богданович.

По итогам 2008 года спортклуб ФПБ занял первое место по стране в номинации «Развитие спорта высших достижений и подготовка резерва». Однако, по мнению его руководителя Александра Павловского, достигнуты высокие результаты скорее вопреки, нежели благодаря, и при наименьших возможностях.

— Александр Иванович, каким потенциалом сегодня обладает профсоюзный спорт и насколько он отличается от советского периода?

— В ведении ФПБ 163 учреждения. Из них 56 СДЮШОР, 84 ДЮСШ и 23 ДЮСШ общефизической подготовки, причем половина (87) находится при профкомах предприятий и организаций, остальные — при ФПБ. В них трудятся 1247 тренеров-преподавателей и 1027 совместителей, под началом которых занимаются 53 тысячи человек. В целом это чуть менее трети спортивного ресурса всей страны, и по сравнению с советскими годами он уменьшился, но незначительно. Культивируем 57 видов, из которых 43 — олимпийские, в нашем распоряжении также 56 спортивных баз. Но за количественными показателями не гонимся. Несколько лет назад проводили реструктуризацию, в текущем году намерены также укрупнить свои структуры и перевести ряд дисциплин на платную основу, чтобы легче было развивать олимпийские, так сказать, классические. Это вынужденный шаг, к тому же и общемировая практика.

— В середине прошлого года Президент страны и НОКа Александр Лукашенко на встрече с председателем ФПБ Леонидом Козиком дал поручение привести в порядок спортивную базу федерации. Что изменилось с тех пор?

— Ее состояние висит над нами дамокловым мечом, ведь на подавляющем большинстве объектов не было капремонта с постсоветских лет. Удалось, к сожалению, за минувшее время немного. Реконструкция произведена на ряде объектов, в том числе в столичном бассейне «Волна», позволяющем зарабатывать средства, она также началась и в бассейне «Орленок», в Витебском доме физкультуры. Приступаем и к основательному ремонту спорткомплекса в Барановичах, где функционирует сильная школа с устоявшимися традициями в гимнастике и боксе. В большинстве же сооружений сделан чисто косметический ремонт. Осуществлялся он в основном за бюджетные средства, но собственными силами. Наши сотрудники, как уже повелось в последние годы, в очередной раз переквалифицировались в строителей. Оказывали содействие финансами, конечно, и бывшие воспитанники, но, увы, это капля от потребности. После поручения главы государства на местах поначалу было активное движение, но постепенно оно угасает. И тормозится процесс прежде всего на низовом уровне, в гор- и райисполкомах. Одно из немногих светлых мест — Новогрудок, власти которого помогли без всяких экивоков, оговорок и условий.

— Несложно догадаться, что многие проблемы профсоюзного спорта имеют одну подоснову — острый дефицит средств.

— Разумеется. И тем не менее при минимальных затратах трудимся эффективнее всех ведомств, обществ и организаций. В то же время мы единственные, кто не имеет денег на зарплату своему управленческому составу, хотя сократили его до предельного минимума. Так, если в советские годы в областных клубах и центральном аппарате ВДФСО профсоюзов работало соответственно около 300 и 80 специалистов, то сегодня соотношение 15 и 13, причем из последних 6 — финансисты, без которых никак не обойтись. А в некоторых региональных отделениях остались только директор и бухгалтер. Эти структуры делом доказали свою жизнеспособность, но мы вынуждены постоянно изыскивать для них средства. Поэтому их сотрудники и живут от зарплаты до аванса и наоборот.

— По аналогичному принципу, наверное, живут, а точнее выживают, и молодые наставники, на достойное стимулирование которых Президент страны просил обратить внимание руководства Минспорта во время чествования героев Игр в Китае?

— Обнадеживает, что в последние годы к нам пришла плеяда молодых тренеров. За них, равно как и ветеранов, нужно держаться, словно за спасательный круг. Ведь в свое время упустили самое работоспособное среднее звено, и это уже не раз нам аукнулось. Но создать им достойные условия пока не в силах. По итогам 2008 года средняя зарплата тренерско-преподавательского состава — 700–750 тысяч рублей, у молодежи — 450–500 тысяч. И это при том, что еще несколько лет назад профсоюзы на свой страх и риск пошли на надбавку «за сложные условия труда», ведь часть наших наставников трудится в полуподвальных помещениях ЖРЭО и ЖЭСов, а добрая половина — на базах общеобразовательных школ. Реальная же зарплата молодежи сейчас была бы на уровне 250–300 тысяч. Неудивительно, что она вынуждена подрабатывать на стороне: таксовать, продавать, строить и т. д. Впрочем, столь же остро до сих пор стоит вопрос по коммунальным платежам и аренде спортсооружений. Мингорисполком, Гомельский, отчасти Брестский облисполкомы помогают закрывать эту проблему, выделяя необходимые средства из своего бюджета. Остальные — словно воды в рот набрали. Раньше у нас действовали разные формы соглашений с местными властями. Помогали чем могли, но в последние два года ситуация резко ухудшилась. И в то же время часть средств на коммунальные платежи, уже заложенные для обще-образовательных школ в бюджеты исполкомов, по кругу в них же и возвращается. Не лучше ли вообще освободить все спортшколы страны на законодательном уровне от этих кабальных проплат, они ведь не хозяйственные структуры?!

— Что предпринималось для решения этих и других проблем?

— Обо всем и не расскажешь. Неоднократно проводились совещания руководства ФПБ, были обращения во многие вышестоящие инстанции: в Администрацию Президента, Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, в Минспорта. Всюду обещали содействие, ведь профсоюзы выполняют те же государственные задачи по развитию физкультуры, спорта и туризма, что и иные организации, но до сих пор почему-то финансируются по остаточному принципу. В нынешней ситуации для нас жизненно необходимо дополнение, всего одно уточнение в Указ Президента № 107 «Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси» о финансировании: «Наряду с ДЮСШ и спортклубов».

— При всех трудностях и мытарствах ФПБ, тем не менее, изыскала миллиард рублей на развитие биатлона. Не лучше ли было распределить их без обид: всем сестрам по серьгам?

— Здесь несколько причин. Во-первых, Белорусская федерация биатлона и ее руководитель Юрий Жадобин первыми предложили нам объединить усилия. Во-вторых, в этом олимпийском виде у нас очень хорошие традиции и их нужно возрождать. А самое главное — все деньги пойдут профсоюзным учреждениям на укрепление их материально-технической базы. Получается, выделили средства сами себе только под крылом федерации биатлона. В следующий раз целенаправленная помощь пойдет другой дисциплине. Добавлю также, что ФПБ сверх этой суммы выделила 300 миллионов рублей на возведение велолыжероллерной трассы в Толочине. В этом городе воспитаны чемпионы и призеры мира по биатлону братья Иван и Игорь Пестеревы, Вячеслав Василевский и другие, а Бронислав Самойлов ныне один из ведущих велогонщиков национальной сборной. В Толочинском районе, к слову, функционируют школа олимпийского резерва по биатлону и велосипедному спорту и конно-спортивная ДЮСШ, имеется и добротная инфраструктура. А председатель райисполкома Александр Марейко не только поддерживает развитие этого важного социального направления, но и сам является заядлым физкультурником.

— В начале года, как известно, вы возглавили Белорусскую федерацию лыжных гонок — дисциплину, в которой за исключением ряда результатов Сергея Долидовича, а также мирового «серебра» Леонида Корнеенко и припомнить-то нечего.

— Сложно самому оценивать свою деятельность. За прошедшие 8 месяцев удалось определиться в организационном плане, создать компактную структуру, в которую пришли активные люди. Возросла популярность лыжных гонок, пошли подвижки в ветеранском движении. Провели по всей стране 9 массовых стартов, несмотря на то, что календарный план из-за кризисных явлений повсеместно «съежился» как шагреневая кожа. Выяснилось также, что прежде в этой федерации никто не платил взносы. Сейчас это делают все: и руководители, и тренеры, и атлеты, и судьи. Деньги хоть и небольшие, но курочка, как извест-но, по зернышку клюет. К тому же это один из источников пополнения бюджета федерации. Стабилизировалась ситуация и в национальной команде, в которой решили продолжить сотрудничество с прежним тренерским штабом: все-таки коней на переправе не меняют. С рядом его спе-циалистов был знаком лично и не сомневаюсь в их высокой квалификации. Задача на олимпийский Ванкувер — 3–8-е место, а фактически медаль Долидовичу, попадание в десятку сильнейших в командном спринте Ольги Василенок и Виктории Лопатиной, остальным — позиции в красной группе, то есть среди 30 лучших.

— В прошедший понедельник внушительная спортивная делегация ФПБ встречалась с новым министром спорта страны Олегом Качаном…

— Она продолжалась более 2 часов и прошла в доброжелательной атмосфере. Все наши болевые вопросы нашли понимание у руководителя отрасли, обещано и содействие в их разрешении. Радикально мы предлагаем привести к единому знаменателю финансирование всех спортучреждений страны или хотя бы подтянуть к среднестатистическому уровню профсоюзный спорт. Приведу только один, но очень красноречивый пример. В школах Минспорта в прошлом году на одного занимающегося выделено 3 миллиона 872 тысячи рублей, в ДОСААФе — 1724, «Динамо» — 1289, Минобразования — 1073, ФПБ — всего 770 тысяч. Комментарии, как говорится, излишни. Договорились с Олегом Леонидовичем систематизировать наши предложения и подготовить их конкретное разрешение. И надеюсь, результат не заставит себя ждать, ведь в следующем году спортклуб ФПБ отметит свой 75-летний юбилей.

На снимке: герои Пекина-2008: братья Александр и Андрей Богдановичи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter