Дама с кирпичами

С некоторых пор в общественной жизни Рогачева наметились разброд и шатание.
С некоторых пор в общественной жизни Рогачева наметились разброд и шатание.

Население, почувствовав глубину бюджетного дефицита, вдруг раскололось на два лагеря. Одни собирают подписи и пишут обращения за реконструкцию городского бассейна, изъеденного трещинами, другие - "выбрасывают флаги" за детскую школу искусств, которая зияет пустыми окнами на центральной улице города вот уже 11 (!) лет. Районные власти на "культпоходы" активистов реагируют обычно: нет денег. Но общественные "лагеря", как ни странно, на этом не успокаиваются. Во всяком случае, двигатели идеи "За школу искусств!" решили не сдаваться. Пример показала Слава Арсентьевна Приходько, которая первой отправилась по городским многоэтажкам собирать милостыню "на стройку века". Впрочем, берет она не только деньги.

Кто желает, может пожертвовать кирпич.

Краткий курс истории долгостроя

Как гласит народная легенда, школу начали строить в 1992 году только потому, что бывшие руководители района пожалели отдать ей здание упраздненного райкома партии. Туда перебрался отдел образования. Местные власти тогда пообещали детям самое лучшее - построить новую трехэтажную школу искусств с отдельным концертным залом.

Надо признать, намерение было продиктовано отнюдь не страстью к гигантомании. Школа искусств, где постоянно занимается около 500 человек, действительно нужна позарез. Хотя бы потому, что за 40 лет своего существования не обзавелась собственным зданием, а все время снимала углы, гостила, подселялась. Вот и сейчас основное помещение - деревянный домик дореволюционной постройки. В одном классе, к слову, могут одновременно заниматься духовики и народники. Не вместившиеся "квартируют" по разным точкам города. Например, художественное отделение обитает в подвале общежития строителей, образцовый хореографический ансамбль "Надзея" репетирует в комнате под сценой Дома культуры, остальные - в том же духе. Зато для того, чтобы попасть в школу, нужно выдержать конкурс 3 - 4 человека на место. Как шутят в ДШИ, "чем хуже, тем лучше". Воспитанники сплошь и рядом талантливые; областные, республиканские и международные конкурсы - россыпи побед.

Пожалуй, не было в районе руководителя или депутата, который не обещал бы построить школу. Увы. Местный бюджет при поддержке областной казны уже с первого года не мог ее потянуть. В течение трех лет стройка простояла без движения. Потом со скрипом, на благотворительной волне, вытянули концертный зал, накрыв его кровлей, вывели полтора этажа основного здания. Видно, на роду у нее написано строиться всем миром. Или не построиться никогда?

"Гете и скрипка спасли нам жизнь"

65-летняя Слава Арсентьевна Приходько к школе искусств, по сути, никакого отношения не имеет. Бывший фармацевт, ныне пенсионерка. Ну активная, ну деятельная. Какие еще пересечения с темой? И здесь Слава Арсентьевна рассказывает мне свою детскую историю. Отец был учителем, мама - фельдшером. Когда началась война и отец ушел на фронт, они вдвоем остались в глухой деревне Веприн Чериковского района, куда немцы приходили только с карательными операциями. Зимой прятаться от них было некуда.

- Я увидела немецкую каску, когда рассматривала морозные узоры на окне. Мама только успела спрыгнуть с печи и забросить в топку листовки. А в углу так и остались лежать окровавленные бинты, - рассказывает она. - В дом зашел офицер, с ним солдаты: "На вас - донос, вы помогаете партизанам, собирайтесь, во дворе ставят виселицу". А маме и ответить нечего - вот они, бинты, лежат. И тут офицер заметил сверху на печке томик Гете. Мама как раз читала "Фауста". Он вдруг весь оживился. Стал расспрашивать, кто мы, чем занимаемся, есть ли в русской литературе что-то подобное "Фаусту". А когда увидел на стене скрипку, о партизанах слова больше не промолвил. Они ушли и оставили нам мешок муки, потому что в доме, кроме куска мыла и корки хлеба, ничего не было. С тех пор мы все время молились за этого немецкого офицера, мама все хотела его разыскать. А Гете и музыка для меня стали почти святыми. Может, поэтому школа искусств мне покоя не дает. Вроде как должна я что-то сделать...

Всю свою сознательную жизнь Приходько отдала рогачевской фармации. За ратный труд имеет пачки благодарностей, диплом победителя Всесоюзного социалистического соревнования, ударника пятилетки, отличника здравоохранения и пенсию 120 тысяч рублей. Будучи руководителем центральной аптеки, в 1994 году она впервые пересеклась с городской школой искусств, встретив в рейсовом автобусе до слез расстроенную директора ДШИ Галину Буланову. Та и поделилась: "Наверное, никогда мы ее не построим. Опять денег нет". Тут Приходько "пробили" ее природный энтузиазм и недетская любовь к музыке. На следующий день Слава Арсентьевна устроила показательную акцию. Работники 15 аптек Рогачевского района перечислили однодневный заработок на строительство нового здания. Сумма получилась небольшая, но разбудила благотворительный порыв. Опять же по народной легенде, очень крупную сумму нашел тогда рогачевский депутат парламента Василий Долголев, ныне глава Брестской области. Уложили кровлю на концертный зал, возвели фундамент и первый этаж основного здания. Энтузиазм схлынул, и объект опять "замерз". В результате через пару лет первый этаж пришлось разбирать: красный глиняный кирпич начал разрушаться - вложенные деньги принародно "ухнули".

Надо что-то делать!

Весной этого года Славу Арсентьевну, пенсионерку, у которой на руках 85-летняя мама и брат-инвалид, вдруг пригласили на родительское собрание городской школы искусств. Оказалось, общественность собралась, чтобы выработать план: как добиться завершения строительства. Осталось выложить еще полтора этажа и накрыть кровлю. Слава Арсентьевна прониклась идеей (чего только раньше не обратились!) и взялась за дело.

Она многократно побывала в самых высоких кабинетах райисполкома, предложив помощь общественности, заручилась поддержкой нового председателя районного комитета Ивана Колоса, попала на прием к помощнику Президента по Гомельской области Зенону Ломатю, опубликовала обращения в районной газете и выступила на радио. А в одно чудесное утро, взяв толстую школьную тетрадку, пошла по квартирам близлежащих домов. Впрочем, свой порыв души "согласовала" с председателем райисполкома. Мало ли что. Кстати, ему ведомость для сбора денег тоже оставила. Пока не возвращал...

- Я понимаю так: тяжело, денег нет, но ведь что-то делать надо. Если мы со своей стороны, город - со своей, область поможет - наверняка что-то получится, - почему-то уверена эта деятельная пожилая женщина. - Пусть мы не соберем миллиарды, пусть каплю, но наверняка она сдвинет дело с мертвой точки.

Она звонит в дверь квартиры или подходит к сидящим на лавочке. Рассказывает, как заправский агитатор: на улицах разгул подростковой преступности, а у нас школа недостроенная стоит. А детки какие талантливые: Надя Дивакова стала стипендиатом президентской премии, Яна Якунина получила диплом на международном конкурсе детского рисунка на Тайване... Неужели нам "слабо" (так и говорит) вытянуть детвору из подвалов и дать им нормальные классы?

Люди попадаются разные. Специально для недоверчивых Слава Арсентьевна носит с собой ксерокопию статьи из газеты, чтобы подтвердить, что она - та самая Приходько, которая инициировала первую благотворительную акцию в 1994 году, а еще предъявляет "корочку" отличника здравоохранения и ударника пятилетки. И люди безропотно ей отдают деньги. Тем, кто не может "наличкой", говорит: возьму кирпичом. Никто еще не отказал, разве что несколько начальников. За пару дней Слава Арсентьевна собрала 126 тысяч рублей народных денег, которые уже перечислила на специальный счет отдела культуры. Кстати, с главного бухгалтера этого отдела Приходько взяла клятвенное обещание - деньги направлять только на строительство школы. Иначе: "Как я людям в глаза буду смотреть, они же мне поверили!"

Нужные телефоны

Энергии у пенсионеров хватит, им бы еще надежду и такого же энтузиазма от властей. В начале месяца на два их письма в облисполком пришло два разных ответа из областного управления культуры. В одном говорилось, что на строительство Рогачевской школы искусств выделено 50 миллионов рублей. Они воспрянули. Спустя месяц пришла другая сумма - 20 миллионов рублей. Они упали духом. Местным властям к этому добавить нечего.

По словам председателя Рогачевского райисполкома Ивана Колоса, в местной казне денег на стройку нет, вся надежда на область: "Нам хотя бы 200 миллионов рублей, чтобы подвести здание под крышу, иначе через два года придется разбирать то, что уже построено. Это заключение последней экспертизы. А так законсервируем и уже внутреннюю отделку потянем собственными силами - за счет предприятий и общественности". Колос говорит, что признать объект неперспективным и разобрать его - рука не поднимается, да и люди не дадут.

- Денег нет, а ко мне делегации ходят, помощь предлагают. Это ведь огромная редкость, когда горожане не жалобы пишут, а сами активность проявляют, начали сбор денег. Я им запретить не могу, но и они должны видеть ответные действия с нашей стороны.

Пока в Рогачеве видят другое. В прошлом году напротив недостроенной школы искусств с реактивной скоростью возвели роскошное здание отдела социальной защиты населения. Не за местные деньги - за республиканские. Но каждому не объяснишь. И получается: на детей средств нет, а на аппаратчиков капвложения имеются.

...Походила со мной Слава Арсентьевна по кабинетам, послушала - вышла: глаза, полные слез. "А ничего, - говорит. - Благотворительные концерты начнем давать, выставки. Слава Богу, два года у нас еще есть. Вы знаете, сколько с рогачевской земли известных людей вышло! Например, председатель треста облисполкома Василий Борисович Долголев, посол по особым поручениям Николай Григорьевич Войтенков, в аппарате Национального собрания работает наш земляк Георгий Паньков, министр экономики Андрей Владимирович Кобяков, бывший главный инженер "Диапроектора", у меня даже телефон его есть, вот только дозвониться ему не могу".

Она почему-то верит, что, если собраться с силами, многое возможно. Но зачем это нужно ей и десятку других пенсионеров-энтузиастов - не пойму. Слава Арсентьевна грустно улыбается: "Нас такими глупыми и беспокойными воспитали". И тут же тихо добавляет: "Когда закончим со школой, у меня есть еще одна идея. В поселке Туровское, где мама живет, страсть как люди пить стали. Хочу самых отъявленных алкоголиков закодировать. Думаю договориться с наркологами Донскими - вдруг согласятся бесплатно сделать доброе дело?" Наверняка уговорит. Ведь сумела превратить десятилетнюю свалку в центре Туровского в святое место - там сейчас цветник разбит и православный крест стоит. Кстати, в сельском Совете поначалу тоже разводили руками, говорили: денег нет. А Слава Арсентьевна взяла толстую школьную тетрадку и...

"Когда закончим со школой, в поселке Туровское хочу всех алкоголиков закодировать".

Люди безропотно отдают ей деньги. Тем, кто не может "наличкой", говорит: "Возьму кирпичом". Никто еще не отказывал...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter