Дальний прицел

О заданиях по привлечению инвестиций

Вчера Президиум Совета Министров обсуждал тему инвестиций. Топ–новостью совещания оказалась дискуссия о том, какое довести задание по привлечению капитала. Первый заместитель министра экономики Петр Жабко поделился соображениями, что установленный ранее прогноз прироста в 25 процентов — слишком высокая планка. Более реальный ориентир — 17 — 18 процентов...


Прогноз — штука, конечно, важная. Но все же его величина — даже не тактический инструмент решения глобальной задачи привлечения инвестиций. Скорее чисто техническая отметка, и не более. А вот тема тактики и тем более стратегии как–то больше остается за кадром.


За последние месяцы в стране принято немало документов, которые прямо или косвенно направлены на стимулирование активности инвесторов. От упрощения процедуры регистрации предприятий, либерализации арендных отношений до глубоко изменившего в лучшую сторону систему взаимоотношений с инвестором Декрета Президента № 10. Многое меняется к лучшему — это одна из сторон предмета. Но одновременно каждое позитивное новшество вводится, как правило, отдельным нормативным актом. Отсюда вопрос: не приведет ли активный процесс либерализации экономических отношений к тому, что потенциальному инвестору в итоге понадобится гид, который бы помог разобраться во всех удобных нюансах белорусского инвестиционного законодательства? Думается, разработка нововведений должна сопровождаться и параллельным процессом их систематизации, чтобы в перспективе инвестор мог взять один документ и, прочитав его, получить исчерпывающие ответы на все вопросы.


С этой мыслью согласилась и председатель профильной комиссии Палаты представителей Галина Полянская. По ее словам, некоторые нововведения уже сегодня требуют внесения корректировок в Инвестиционный кодекс. Правда, спешить с этим тоже пока не стоит. Процесс совершенствования делового климата продолжается. И фиксация на законодательном уровне должна стать его венцом. Но аналитическую работу имеет смысл вести уже сегодня. Чтобы впоследствии не тратить время на оценку эффективности тех или иных принимаемых сегодня норм. Ведь мы уже в ближайшее время хотим войти в тридцатку стран с наиболее привлекательным инвестклиматом.


Второй момент: как перенести на рабочий уровень позитивную энергию принимаемых государственных решений? Поясню на конкретном примере. Беседовал с бизнесменом, который замышляет вместе с иностранным партнером организовать производство новых сортов сыра. Зарегистрировать предприятие — не проблема. А вот за получением разрешения на закупку сырья нужно идти чуть ли не к руководству профильного министерства. И обойти там не один кабинет. Это к тому, что упрощение общих условий начала бизнеса — только первый шаг вхождения капитала. А дальше имеет смысл посмотреть на то, чтобы ведомственные циркуляры не становились рычагами вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.


Еще аспект — президентским указом учрежден институт инвестиционных агентов. Теперь необходимо наполнить его реальным содержанием. Вспоминаю один из недавних экспертных комментариев к документу. Суть его в том, что агенты должны представлять страну на основе единой стратегии. Иными словами, они должны иметь четкий набор убедительных доводов, почему выгодно вкладывать именно в Беларусь. Чем мы лучше стран-конкурентов. Думается, такую стратегию должна выработать межведомственная рабочая группа странового маркетинга при Совмине. Но за почти 8 месяцев существования весомых инициатив с ее стороны пока, увы, не прозвучало.


Именно перечисленные нюансы и заставляют смотреть на задания по привлечению инвестиций с разных ракурсов. И приводят к мысли, что в этой работе имеет смысл смотреть чуть дальше рубежа, на котором нужно закончить год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter