Далекие близкие университеты

Сейчас тысячи абитуриентов приграничных регионов задают себе вопросы о том, в университеты какой из двух стран проще поступить и где дешевле учиться

 — В российских вузах учится около 4,5 тысячи белорусских студентов, в белорусских  — примерно 2 тысячи россиян, — говорит член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, ректор Белорусского национального технического университета, доктор технических наук, профессор Борис Хрусталев. — Учитывая, что в России учебных заведений в несколько десятков раз больше, такое распределение численности студентов следует признать справедливым. Тем более что в соседней стране можно получить специальности, по которым вузы на родине абитуриента не ведут подготовку.
Я не ставил бы вопрос о том, в какой вуз, белорусский или российский, проще поступить. Необходимо поступать в тот вуз и на ту специальность, о которой молодой человек мечтает. Особенно если у него достаточно знаний, и он не обделен способностями. Если сравнивать правила проведения приемной кампании, то в Беларуси они, с моей точки зрения, более строгие и единообразные.
Долгосрочные правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения Беларуси утверждены указом Президента. Российские учебные заведения ежегодно самостоятельно определяют порядок приема и публикуют его не позднее 1 мая. Очевидно, что у белорусских абитуриентов больше возможностей заранее подготовиться к определенной форме вступительных испытаний и меньше оснований волноваться. В России вуз самостоятельно определяет свое отношение к сертификатам тестирования. Единых сроков приема и общего перечня необходимых для поступления на ту или иную специальность испытаний не существует,  зато возможна ситуация, когда успешный абитуриент имеет право на зачисление в несколько вузов.
Платное обучение в Беларуси и России в среднем обходятся в 1000 и 1500 долларов за учебный год соответственно. Причем в Беларуси существует утвержденная на самом высоком уровне система скидок студентам-платникам. Она исключает возможность субъективизма: каждый студент знает, каких результатов ему нужно добиться, чтобы получить скидку. Стипендия студентам дневного отделения бюджетной формы обучения в Беларуси примерно вдвое выше, хотя стоимость жизни в разных городах и регионах заметно разнится. Но, откровенно говоря, мне проводить подобные сравнения не нравится: мы как будто воюем за симпатии абитуриентов. На самом деле сфера высшего образования открывает большие возможности для сотрудничества.
Как студент студенту...
За период существования Союзного государства на разных уровнях сферы образования заключено более 150 договоров о сотрудничестве.
Мы создали не только необходимую нормативную правовую базу, но и условия для реализации равных прав граждан Беларуси и России на доступное и качественное образование на всем образовательном пространстве Союзного государства.
22 мая 2001 года был подписан меморандум о сотрудничестве в создании Союзного образовательного центра – Университета интеграции, целью которого является реализация программ  распределенного обучения. В рамках реализации этой программы  БНТУ, в частности, сотрудничает с Санкт-Петербургским  государственным университетом,  Санкт-Петербургским  государственным горным институтом,  а с 2004 года и с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом.
Ежегодно в Санкт-Петербургский государственный университет  направляются на учебу 30 наших студентов. С 2003 года развиваем связи  с одним из старейших вузов России – Санкт-Петербургским государственным горным институтом. В нынешнем году по просьбе “Беларуськалия” предполагаем решить вопрос о направлении в горный институт Санкт-Петербурга 13 человек. По аналогичной схеме взаимодействуем с московскими вузами.
Конечно, цифры могут показаться небольшими, но я считаю, что мы сделали конструктивные шаги по реализации программы создания единого образовательного пространства.  И будем эту работу продолжать.
В декабре прошлого года  в Минске прошла совместная коллегия  Министерства образования Беларуси и Министерства образования и науки Российской Федерации. В основу согласованной деятельности министерств положены задачи формирования единого образовательного пространства обеих стран, определенные  Концепцией социального развития  Союзного государства. Планируется, что совместные коллегии будут проходить ежегодно.
Самый известный из совместных проектов в области подготовки специалистов —  Белорусско-Российский университет в Могилеве, который финансируется из бюджетов обеих стран. Успешно работают филиалы Московского государственного социального университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в Минске. Плодотворным является двустороннее научно-техническое сотрудничество: в 2006 году стоимость выполненных учеными белорусских вузов контрактов по заказам предприятий и организаций России, по предварительным оценкам, составила свыше 900 тысяч долларов США.
Надо чаще встречаться
Нам надо чаще проводить совместные заседания и добиваться того, чтобы они стали постоянными.
Я имею в виду совместные заседания ВАК, курирующих образование и науку министерств, советов ректоров. Конечно, собрать вместе несколько сот занятых людей — ректоров белорусских и российских вузов — почти невозможно. Но президиумы советов ректоров, учебно-методические объединения должны регулярно встречаться.
На проведение мероприятий в области образования в союзном бюджете 2006 года были предусмотрены всего 1 миллион 700 тысяч российских рублей. Это лишь 0,05% от расходов союзного бюджета. Для сравнения: в рамках Союзного государства ежегодно проводится 7—8 мероприятий в сфере культуры. В прошлом году на реализацию 8 совместных проектов направлено 49,5 миллиона российских рублей, то есть 8% союзного бюджета.
Перед Союзным государством стоит задача формирования научно-технологического потенциала, отвечающего вызовам времени. Острыми остаются проблемы унификации нормативного и учебно-методического обеспечения образовательных систем, формирования единых подходов к разработке и внедрению стандартов нового поколения, подтверждения уровня качества подготовки специалистов, совместного использования накопленного научно-педагогического потенциала. Вузовская наука, имеющая серьезные достижения в исследованиях по различным отраслям знаний, до сих пор не задействована на разработку теоретических основ развития Союзного государства, формирования единого технологического пространства, единой экономики. Наконец, в последнее время существенно сократилось число непосредственных контактов молодых людей обеих стран! Формы общения молодых людей могут быть очень простыми. Ведь если в одной комнате студенческого общежития живут белорусы и россияне, то в период учебы закладывается тот фундамент, на котором впоследствии будут строиться отношения между странами.
Одной из наиболее эффективных форм активизации интеграционных процессов в сфере образования может стать реализация совместной программы, направленной на решение актуальных проблем формирования единого образовательного пространства. Но работа по подготовке союзной программы “Формирование и развитие единого образовательного пространства” неоправданно затянулась.
Уже назрела необходимость комплексного межгосударственного договора о сотрудничестве в области образования между нашими странами. Поручение о разработке министерствами образования Беларуси и России подобного международного правового акта может дать Совет министров Союзного государства. С подписанием в январе текущего года на Высшем Государственном Совете Союзного государства пакета межгосударственных договоров и соглашений в области равных прав граждан мы существенно продвинулись в вопросах защиты интересов граждан Беларуси и России в социальном и медицинском обеспечении, налогообложении. Жизненно необходимо сделать такой прорыв и в двусторонних отношениях в области образования.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter