Политика в сфере молочного животноводства не сводится только к тому, чтобы требовать увеличения производства продукции

Дал бог нашему теляти волка съесть

ПРИЗНАЮСЬ честно: я и многие коллеги-журналисты за последние три года выпустили немало критических стрел в адрес наших животноводов. Главный повод для критики — отрасль остановилась в производстве молока, надои от коровы, как ни старайся, а выше 4500 килограммов за год не поднимаются. Но недавно один знакомый специалист предложил пыл критический поумерить, остановиться и оглянуться. И знаете, он оказался прав. Хотя бы в том, что все, как и раньше, познается в сравнении.


Фото с сайта: aobe.ru

В начале этого тысячелетия одна корова в среднем по стране давала чуть больше 2 тысяч килограммов молока в год. А затем за шесть лет произошел невиданный скачок — надои выросли более чем в два раза. Специалисты, в частности генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по животноводству Николай Попков, уверены: прогресс стал возможен благодаря улучшению племенной работы и кормовой базы. Стада пополнились более продуктивными животными, для них стали готовить сбалансированные рационы.

Полностью согласен с уважаемыми экспертами. Но это технологическая сторона вопроса. И всего лишь одна из составляющих общей политики государства в области сельского хозяйства. Вспомним, какая задача была поставлена отрасли — стать одним из главных поставщиков валюты в страну, обойти по этому показателю калийную промышленность.

Что сразу же породило волну скептицизма, когда только ленивый не изощрялся по поводу того, получится ли у нашего теляти волка съесть. В их словах, казалось, был резон. Реализация за рубеж минеральных удобрений давала стране в лучшие годы около 3 миллиардов долларов, а продовольствия и на миллиард поставить не могли. В 2000 году, например, экспортировали всего 430 тысяч тонн молокопродуктов на 65 миллионов долларов. Но уже в 2014-м – более 3 миллионов тонн почти на полтора миллиарда. А всего экспорт продовольствия принес стране за год 5,6 миллиарда долларов. Выходит, если сильно постараться, если где-то даже и через не могу, то съел все-таки наш теленок волка! И даже целого волчищу. Судите сами.

Когда мы экспортировали даже сотни тысяч тонн молокопродуктов, основные игроки в этом сегменте мирового рынка рассматривали наши показатели в пределах статистической погрешности. Когда же счет пошел на миллионы тонн и миллиарды долларов, удивились: мол, что это, говоря словами Маяковского, за географические новости? Сейчас, скрепя сердце, вынуждены уступить Беларуси немалый процент мирового рынка сливочного масла и твердых сыров. А уж по их экспорту на душу населения мы точно в лидерах на планете. Мне этот факт, как, уверен, и всем соотечественникам, как бальзам на душу.

Интересно, что политика в сфере молочного животноводства не сводится только к тому, чтобы требовать увеличения производства продукции. Не менее важно, что государство всячески поддерживает отрасль. Вспомним, что одновременно с широкомасштабным строительством новых и реконструкцией существующих молочно-товарных ферм было дано множество преференций для хозяйств. Им выдавались кредиты под минимальные проценты, областные бюджеты финансировали закупку материалов, контролировалась стоимость комплектующих, ограничивались прибыли строителей. Словом, государство относилось к молочной отрасли, как к перспективному спортсмену, давая возможность вырасти, стать на ноги, чтобы затем уверенно идти по жизни. В итоге за пять лет в стране построено 300 молочно-товарных комплексов и ферм, еще 1063 прошли коренную реконструкцию. Это 37 процентов от общего их количества, но они производят более половины всего молока.

Такая политика подобна накапливанию резервов перед наступлением. И оно на молочном фронте, похоже, началось: за первое полугодие производство молока по стране выросло на 220 тысяч тонн, или на 7,1 процента. Недалек тот час, когда будет взят пятитысячный рубеж по надоям от коровы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter