“Даем Вам нараджонае, а нам прынясiце хрышчонае”

Крестные родители навсегда становились для человека духовными попечителями

Регламентации поведения родственников в день крещения ребенка
* В день крещения ребенка нельзя заниматься грязной работой в огороде или в саду, забивать скот, рубить дрова, стирать, шить, вязать, прясть и т. п. Всякую домашнюю работу следует сделать заранее или по возможности отложить на другой день.
* Чтобы ребенок был счастлив, удачлив, богат, чтобы у него было много друзей, в этот день хорошо считать деньги, какие есть в доме, угощать людей пирогами, подавать милостыню, сделать пожертвование храму (деньги или продукты для выпечки просфор) и другие благие дела.
* В день крестин не допускаются никакие ссоры между родственниками.
* В день крещения ребенка, “рожденного на трех нулях”, следует купить три Библии (чтобы перекрыть три нуля) и подарить их верующим (тогда с вашим ребенком постоянно будет Святая Троица), а также до того, как ребенка принесут домой, там уже должна быть его именная икона.
Семейно-родовый праздник “Крестины”
* Параллельно с обрядом крещения — церковным таинством посвящения новорожденного в христианскую веру в этот же день дома проводили народный ритуал посвящения ребенка в состав своей семьи.
* Чаще всего этот обряд выполнялся следующим образом: перед тем как ехать в церковь, ребенка купали, одевали во все белое, перевязывали красным поясом-оберегом и трижды по солнцу обносили вокруг стола, чтобы он любил родителей и родной дом. На столе лежали хлеб-соль. Затем ребенка передавали крестным родителям со словами:
“Бярыце нехрышчонае, а прывязiце пасвячонае” или “Даем Вам нараджонае, а нам прынясiце хрышчонае”.
Родители благословляли ребенка хлебом-солью. Кум и кума целовали хлеб и трижды кланялись родителям.
* Перед тем как выйти за порог, кум и кума обязательно присаживались на несколько мгновений — “каб дарога была добрая”.
* В дорогу кум и кума брали хлеб, соль, другие продукты, чтобы их крестник всегда был, как говорится, и с хлебом, и с солью.
* Если в день крещения шел дождь или снег, это считалось хорошим знаком.
* При крещении ребенка кровные родители в храме не присутствовали. Крещение — это духовное рождение, поэтому они должны были на некоторое время уступить свое место духовным родителям.
* Если во время крещения погасла свеча — это считалось плохим знаком. Сразу после крещения крестным родителям следовало купить сорок свечей и зажечь их около сорока икон святых, а дома после заката нужно было умыть ребенка наговоренной водой:
“Иван-Креститель и Сам Иисус Христос. Спасите, сохраните и обороните. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Не дай, Господи, лампаде жизни угаснуть. Аминь. Аминь. Аминь”.
* Пока в церкви совершалось таинство крещения, в доме готовился праздничный обед, который всегда завершался “Бабиной кашей”. Каша-кутья — обязательная обрядовая еда, без которой не обходилась ни одна семейная трапеза. Хлеб и зерно всегда были символом плодородия и потенциального роста. Если поминальный стол начинался традиционной ритуальной едой — кутьей, то крестины и свадебный стол заканчивались “Бабиной кашей” и соответственно караваем.
* Заканчивался обед обменом подарками между кумовьями и родителями крестника. А затем ко всеобщей радости гостей кумовья должны были троекратно поцеловаться.
Непосредственные обязанности крестных родителей
* Крестные отец и мать должны позаботиться о нательном кресте крестника. Крест и тесьму покупают в храме. Тесьма должна быть красного цвета и составлять две длины ручки ребенка от пальчиков до локтя. На тесьму крестная мать или мать ребенка начитывает для мальчика молитву “Отче наш” 7 раз, каждый раз завязывая на тесьме узелок. Затем на тесьму надевают крестик, читают молитву Святому Духу “Царю Небесный” и завязывают последний — восьмой узелок, связывая концы вместе. Для девочки семь раз читается молитва “Пресвятой Богородице”, за восьмым разом — молитва Святому Духу.
* Для обряда крещения шили из новой, обязательно белой (светлой) ткани крестильный наряд. Его украшали вышивкой, кружевами. “Сповивальник” (пояс, которым перевязывали ребенка после пеленания) должен был быть красного цвета. В церкви на протяжении всего обряда крестная мать должна была держать пеленки и “сповивальник”, чтобы таким образом “одежды” крестника также были освящены.
* После омовения в святой купели ребенка надо было принять на белую пеленку, которая после этого становилась для него самым надежным оберегом, ее хранили всю жизнь.
* Крестные родители должны приобрести для крестника “именную” икону — икону святого, в честь которого назвали ребенка, ознакомиться самим и рассказать крестнику, когда он подрастет, жизнеописание этого святого, научить молитве-обращению к своему святому покровителю:
“Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Аминь”.
Взаимоотношения крестника и крестных родителей
* Вплоть до достижения крестником совершеннолетия крестные родители находятся рядом, помогают его духовному становлению, приводят в храм на праздники, для исповеди и причастия.
* Так будет продолжаться до свадьбы крестника, в ходе которой крестные родители примут самое активное участие: они могут стать сватами, обязательно будут с крестником в момент сватовства, в храме во время венчания, испекут и вынесут к свадебному столу символ семейного счастья — свадебный каравай.
* Казалось бы, взаимоотношения крестных родителей и крестника на этом должны закончиться. Но существует негласное правило: крестные родители до конца своих дней молятся за своих крестников, а крестник обязан проводить в последний путь своих крестных родителей

В следующей статье: “Выбор имени: народные представления и христианские каноны”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter