Да не судимы будете

Роман с продолжением

Однажды мой бывший одноклассник сошел с ума. Понарошку, конечно. То есть слюну не пускал, на людей не бросался, дебилом не выглядел, а наоборот - ходил с очень умным видом и поглядывал на сверстников свысока. Потому что в кармане у него имелась справка о каком-то хитром психиатрическом заболевании, которое ему удалось успешно симулировать. Тогда, в конце 80-х, это был самый модный способ не служить в армии. Ровесники ловкача разъехались на два года по дальним гарнизонам, а он в это время беспечно развлекался, попутно хвастая, как замечательно "откосил" от службы. Возмездие настигло его много позже, когда повзрослевшие однокашники устроились на хорошие места и обзавелись собственными автомобилями. Он же так и ходил пешком, работая сторожем: снять медицинский диагноз в его случае оказалось гораздо сложнее, чем получить. Поэтому ни тебе высокооплачиваемой работы, ни водительского удостоверения... "Состоит на учете по психиатрическому заболеванию" - эта запись помогла ему избежать конституционной обязанности, заодно лишив некоторых прав, которые есть у здоровых людей. Понятно, что он обкусал себе все локти, приговаривая: "Уж лучше бы я отслужил..."


Сегодня история повторяется. Только в почете у нынешних "уклонистов" другой способ избежать призыва: оценив недостатки, которые несет статус психа, некоторые молодые люди решили сделаться уголовниками. Почему-то распространилось убеждение, будто наличие судимости освобождает от срочной воинской службы. И около 300 парней в этом году сознательно пошли на преступление, предусмотренное 435-й статьей УК - "Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу". Мол, лучше штраф или ограничение свободы, чем полтора года в казарме.


Мода, казалось бы, совсем свежая, а проблемы несет прежние. Получив судимость, молодые люди с изумлением открывают для себя, что она избавляет не только от военной формы, но и от части сугубо гражданских возможностей. Например, у судимого не получится выехать за пределы страны или взять банковский кредит, устроиться на высокооплачиваемую работу, связанную с материальной ответственностью. А главное разочарование ждет "уклонистов" после того, как судимость будет погашена (в их случае это год-два после отбытия наказания), - новая повестка из военкомата. Вот незадача! Друзья уже отслужили, заводят семьи и обзаводятся жильем, а ты все еще находишься перед выбором: вторая судимость или первая присяга.


Стоит ли свеч столь сомнительная игра с законом? Оправдаются ли материальные и моральные потери, связанные с судимостью, если ее наличие лишь отсрочит, но не отменит призыв на службу? Ответ, мне кажется, очевиден.


С другой стороны, а есть ли польза нашей армии от горе-солдат, которых приходится загонять в казармы из-под палки? Думаю, командиры и сослуживцы не будут в восторге от бойцов, которых воинская служба откровенно тяготит. Про конституционный долг каждого гражданина они наслышаны слабо, зато назубок выучили свои конституционные права - например, право на альтернативную службу. Закон о ней все еще согласовывается, и мне кажется, он должен стать действительно адекватным закону о всеобщей воинской обязанности - по соразмерности вклада, отдаваемого молодым гражданином Родине. Три года работы сиделкой в доме для престарелых, по-моему, вполне могут заменить полтора года службы мотострелком.


А пока закон об альтернативной службе не принят, законная альтернатива армии все-таки имеется. Например, можно стать уважаемым отцом двоих детишек и нянчиться с ними - это куда почетнее, чем нянчить собственную слабость, на время прикрытую добровольной судимостью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter