Главная сцена театра имени Горького перестала быть строительной площадкой: двухлетняя модернизация завершилась

Да будет свет

Завтра Национальный академический драматический театр имени Максима Горького открывает новый сезон. Но что важно: труппа наконец вернется на родную сцену. На модернизацию сценического комплекса у проектировщиков, строителей и монтажников ушло два с половиной года. Все это время артисты играли на Малой сцене и арендовали площадку Дворца культуры профсоюзов. Сроки завершения работ переносились несколько раз, но, судя по всему, оно того стоило. Новое световое оборудование, уверен художественный руководитель театра Сергей Ковальчик, позволит в первую очередь изменить эстетику подачи материала. А зритель, покупая билеты, больше не станет спрашивать: на какой площадке будут играть? Теперь ответ только один: на своей собственной.


Театр новых возможностей

За время, пока велись строительные работы, Сергей Ковальчик стал знатоком в ремонтных вопросах и овладел лексикой прораба. Хотя жизнь, смеется, его к такому не готовила:

— Сегодняшний зритель, приходя в современный театр, должен видеть современную картинку: световую и визуальную. И смысловую, конечно. За это отвечают режиссер и актеры. Все остальные смыслы — это уже технические возможности. А как иногда бывает? Театр показывает достаточно интересные, глубокие спектакли, но они кажутся архаичными. Почему? Да потому что свет плохой или сэкономлено на декорациях, костюмах… Вроде бы несущественно, потому что актеры играют хорошо, однако зрителю этого уже мало. Он видит картинку, которая элементарно устарела. Поэтому новое световое оборудование для нас — это в первую очередь новая визуальная эстетика. Представьте: был у вас старенький советский телевизор из 1980-х, а теперь вы купили новенький японский брендовый. Разница очевидна.

Сейчас в здании есть все, чтобы реализовать любые художественные и режиссерские задумки. Полностью переоборудованы софиты, ложи, добавлена новая линейка фонарей. Другими словами, театр получил абсолютно новый световой пакет. Кроме того, был заменен механизм поворотного круга и планшет сцены, полотно которой со временем обветшало. Проявились у сцены и просторные карманы, ширина которых теперь позволяет вывозить более массивные декорации. Дело за малым: устранить оставшиеся недоделки и отрегулировать механизмы и спуски. Впрочем, изменения, которые коснулись модернизации технического комплекса, зритель почувствует не сразу. Сейчас театр трудится над восстановлением старых спектаклей и работы по переосмыслению рисунка пока не ведутся, обращает внимание Сергей Михайлович:

— Готовясь к спектаклю «Подводники», узнал интересный факт. Когда лодка выходит из верфи на море, ее не сразу ставят на боевое дежурство, еще несколько лет она проходит тактические испытания. Так же и мы.
К сентябрю 2021-го театр получил новую современную световую «броню», которая позволит нам быть более изобретательными в плане выстраивания света.

Но всю мощь нового пакета мы ощутим только на нашей ближайшей премьере — спектакле «Братья Карамазовы», когда будем с ним плотно работать. Сейчас наша первоочередная задача — восстановить рисунок прежних постановок и выйти с ними на зрителя.


Братья и граф

К репетициям одной из самых долгожданных осенних премьер народная артистка Беларуси Ольга Клебанович, ставшая режиссером спектакля, уже приступила. Первый показ планируется в ноябре, художественным руководителем постановки выступает худрук Сергей Ковальчик:

— До этого готовимся к поездке в Брест на фестиваль «Белая Вежа», который откроем 10 сентября нашим главным хитом — спектаклем «Пане Коханку». На его восстановление, естественно, уйдет время. Поэтому мы чуть сдвинули премьеру «Братьев Карамазовых». Я просто не могу не дать спектаклю, который художественно возглавляю, и Ольге Михайловне нужного сценического времени, к новой сцене актерам необходимо привыкнуть. Хотя они с нетерпением ждут, когда наконец на нее выйдут. Засиделись мы все-таки в малом пространстве.

Сразу после «Братьев Карамазовых» Сергей Ковальчик приступит к своему главному проекту — рок-опере «Граф Монте-Кристо»:

— Это моя попытка современного разговора на волнующие темы в острой форме. Долго думали, что это будет за жанр. Остановились с композитором Тимуром Калиновским и либреттистом Игорем Скрипко на рок-опере. Дело в том, что музыка позволяет избежать длинных словесных сцен и не потерять при этом идею. Мы очень долго не могли реализовать этот проект, тут «помог» ремонт и пандемия. Поэтому я принял решение не спешить, а разгадывать смыслы Дюма. Ведь почему его роман так популярен? Потому что писатель (а Александр Дюма — это величайший гуманист и гениальнейший беллетрист) заложил в этот роман огромные смыслы, и наша задача — открыть их для себя.

Уже известно, что главную роль Эдмона Дантеса исполнит Руслан Чернецкий. Мерседес станет Виктория Ковальчик. А вот некоторых персонажей из оригинального романа мы на сцене так и не увидим.

— Вместить весь роман в двухчасовой спектакль просто невозможно, — объясняет режиссер Ковальчик. — Но нам это и не нужно. Когда я начал изучать все, что ставилось и снималось по «Графу Монте-Кристо», то обнаружил, что многие режиссеры, которые брались за этот роман, начинали придумывать свои собственные истории, забывая про текст Дюма. Они отодвигали автора и просто фантазировали на заданную тему, поэтому сюжеты иногда доходили до вульгаризмов, а смыслы начали искажаться. Мы же долго работали над тем, чтобы не нарушить оригинальный текст. Да, можно позволять себе интерпретации, но только в контексте автора.
Если все сложится удачно, то почти детективную интригу с предательством и жестким мщением по роману Александра Дюма зрители увидят уже в декабре. А откроют 89-й театральный сезон «Проделки Ханумы» в постановке режиссера Сергея Ковальчика.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter