Из-за конфликта председателя садоводческого товарищества и жильца второму на полгода отключили свет

Да будет свет!

И Минский райисполком, и cуд Минского района высказались за возобновление отключенного полгода назад электроснабжения дачного дома. Но есть и те, кто против...
Дача — любимое место отдыха, совмещенного с полезным трудом на свежем воздухе, — зачастую становится источником головной боли. Непростая, оказывается, это вещь — самоуправление: чтобы установить, где грань между нарушением законодательства, регулирующего эти отношения, и межличностными распрями, дачники вооружаются Гражданским кодексом и прибегают к искам. Вместо лопат и календаря посадок — судебные процессы. Таким способом решил восстановить справедливость и Андрей Скоринкин, член садоводческого товарищества «Лесная поляна-88» Минского района, который поделился с «СГ» своей давней проблемой. Дача для писателя стала домом уже как 4 года — проживает на участке даже зимой. Поэтому отключение света по решению правления СТ принесло ему настоящий дискомфорт: как работать, поддерживать в порядке дом? Председатель товарищества в свою очередь такое решение видит вполне справедливым: дачник не исполнил нормы устава СТ и проигнорировал уплату необходимых взносов. Как жить дружно и избегать конфликтов на шести сотках?

В товариществе друг другу не товарищи

Садоводческое товарищество — государство в государстве, со своими законами и правилами. И если самостоятельно выбираешь жизнь в нем, будь добр, уважай требования и правила, которые регламентируют эту жизнь. Так, скорее всего, рассуждал председатель СТ «Лесная поляна-88» Александр Ковальков, когда 17 октября прошлого года отключил дачнику свет. Но с действиями председателя Андрей Скоринкин не согласен — такая, мол, «садистская мера» со стороны руководства не соизмерима с нарушением устава СТ. Речь идет о неуплате целевых взносов в размере 75 рублей на сгоревший насос и реконструкцию дороги. К тому же в число неплательщиков дачник попал впервые – до этого всегда добросовестно исполнял свои обязанности и регулярно платил необходимые взносы. Андрей Владимирович сетует:

— Я писатель и работаю там, где живу, а живу на даче, на которой нет электричества. Меня лишили возможности не только полноценно жить, но и работать. Все началось с того, когда 27 мая прошлого года на собрании дачников решили, что необходимо уплатить взносы. В тот день по объективным причинам — работал председателем жюри фестиваля «Лидский венок» — на общем сходе не был. Поэтому об обязательных выплатах, понятно, не знал. Но руководство СТ не нашло способа, как об этом меня уведомить, — в период с 27 мая по 17 октября упрямо отправляло заказные письма по адресу квартиры в Минске, которую сдаю. Хотя при желании можно было просто подойти и сказать (наш дом находится в ста шагах от начальственной конторы и все лето мы провели на даче), позвонить, прислать сообщение.

О том, что за ним числится долг, Андрей Владимирович узнал лишь тогда, когда после отключения света позвонил казначею. По словам дачника, в течение часа после разговора задолженность была погашена. 

Но электричество в доме так и не появилось… 

Причину Скоринкин объясняет тем, что председатель требует пеню за несвоевременную оплату целевого взноса: 

— Также требует деньги за работу штатного электрика, который обесточил наш дом, говорит о каком-то штрафе за неучастие в весеннем субботнике. После моего обращения к руководству Минского района 14 ноября на имя председателя СТ было направлено письмо, в котором рекомендовали рассмотреть вопрос о подключении электроэнергии к садоводческому товариществу. Но даже рекомендация главы Минского райисполкома на управленцев товарищества, к сожалению, не возымела действия. Энергетическая блокада нашего дома по-прежнему продолжается. 

У председателя Александра Ковалькова свое видение ситуации. Уверен — действует сугубо в рамках закона: 

— Уведомлял члена садоводческого товарищества о необходимости уплаты взносов надлежащим образом — отправил четыре заказных письма по адресу прописки. О том, что фактический адрес проживания не совпадает с местом регистрации, знать не мог. К тому же в нашем СТ 153 домика и 160 членов. Кто из них сколько времени проводит на даче, отследить сложно. Помимо этого, Андрею Скоринкину должно быть известно (эта норма прописана в уставе): все решения правления в пятидневный срок вывешиваются на щите объявлений и сведения содержатся до нового общего собрания. Одна из трех таких информационных досок расположена вблизи от дома Андрея Владимировича.

Что касается самого отключения электричества, Александр Викторович поясняет: эта стандартная мера воздействия на неисполнение определенных обязательств. Они прописаны как в Положении о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», так и локальном акте — уставе СТ. В положении, в частности, пункт 19 гласит, что член товарищества обязан выполнять требования, установленные уставом и правилами внутреннего распорядка товарищества, решениями общего собрания, правления, своевременно вносить взносы, не нарушать права других членов товарищества и еще ряд обязательств. Скоринкин деньги внес несвоевременно — за ним числится задолженность в виде неуплаты взноса за субботник в размере 20 рублей и пеня в 50,75 рубля за просроченные платежи.

— Не отношусь к данному члену товарищества предвзято. Ведь в СТ меры воздействия в виде отключения света применены к десятку садоводов: одни не заменили старые счетчики учета электроэнергии, другие не уплатили целевые взносы, третьи самовольно захватили лишние метры, — добавляет Александр Ковальков.

Во всей этой истории есть и третья сторона — суд Минского района. Несмотря на аргументы председателя «Лесной поляны-88», он решил удовлетворить исковые требования о понуждении к восстановлению электроэнергии. Андрей Скоринкин исходу не удивлен, а вот Александр Ковальков намерен воспользоваться своим законным правом обжаловать решение в Минский областной суд:

— С выводом не согласен, поэтому готовлю документы для повторного рассмотрения. Если решение областного суда останется без изменений, незамедлительно его исполним — подключим свет участнику СТ. Но долг за ним все же остается. 

Однако в мотивировочной части районный суд пояснил, почему встал на сторону Скоринкина. Дело в том, что товарищество нарушило процедуру отключения. Андрей Владимирович не получал предписания о необходимости произвести оплату целевых взносов. Суд пришел к выводу, что последующее, уже после отключения электроэнергии, уведомление о задолженности не может обуславливать законность ранее совершенных действий по отключению света без уведомления. 

Киловатты раздора

Отключением света, к слову, заканчиваются многие конфликты в садоводческих товариществах. Несколько лет назад в СТ «Мирное» Брестского района, например, подачу электроэнергии прекратили многодетной семье. Спор касался лишних метров, которые якобы захватила семья. Правда, суд встал на сторону членов дачного участка — признал решение правления недействительным и обязал подключить электроэнергию немедленно. 

А в Городокском районе произошел и вовсе курьезный случай. Снова из-за электроэнергии разгорелась ссора между председателем товарищества и одним из его участников в СТ «Малое Кашо». Дачник задолжал кооперативу 15 рублей, и ему обрезали свет. Хозяин возмутился и подал на председателя в суд, нанял адвоката из дорогостоящей частной фирмы в Витебске. Процесс выиграл, правда, с одним но. Суд пришел к выводу, что затраты истца слишком велики и не совсем оправданны. А потому постановил возместить их за счет председателя товарищества лишь частично. В итоге садоводы потеряли на процессе по три сотни рублей каждый. А судились-то за копейки...

Вспоминает похожие истории и председатель СТ «Чеховщина» Гродненского района Иосиф Ло­па­то­вич:

— Тоже пришлось прибегать к рубильнику в отношении тех, кто уже несколько лет не платит взносы: предупреждения действия не возымели. К сожалению, находятся недобросовестные садоводы, которые не хотят соблюдать законы и принятые в товариществе нормы и правила: устав, решения общих собраний, правления. Аргументы одинаковы: «Никому ничего не должен», «Не нравятся мне принятые общим собранием решения! Не буду их исполнять, пусть попробуют меня заставить», «Да и куда уходят членские взносы как не в карман председателю?». Занятые исключительно своими правами, не думают, что безденежье подрывает возможности садоводческого общества нормально развиваться, отсыпать дороги, охранять территорию общества и участки садоводов, подавать воду и делать массу других общественно полезных дел.

Есть в дачных спорах и иная проблема. Отдельные садоводы, избранные в качестве председателей правлений, неверно трактуют свои права и обязанности. Порой пытаются решать личные проблемы, используя полномочия, сводят счеты с неугодными дачниками с помощью рубильника. Решение проблемы неплатежей часто происходит по принципу, озвученному некогда в популярном кинофильме: «А если не будут брать, отключим газ!». 

Остается только пожелать обеим сторонам дачного сообщества стараться жить дружно. Иначе можно потратить не только средства, но и нервы. Их-то исками и апелляциями не восстановишь. 
В стране почти 500 тысяч владельцев дач и более 4500 садоводческих товариществ.
В ТЕМУ 

По данным на 1 января 2019 года задолженность садоводческих товариществ за электроэнергию составила около 8 миллионов рублей. Причем около 98 процентов приходится на садовые товарищества Минской области. К неплательщикам применяются разные меры воздействия, в том числе при несвоевременной оплате начисляется пеня. Отключение от сетей энергоснабжения — крайняя мера, она применяется редко. Ведется претензионно-исковая работа, применяется досудебное урегулирование споров

bizyk@sb.by

Рисунок Олега Попова

ОТ «СГ»: На вчерашний день дом А. Скоринкина к электроэнергии так и не подключен.  Мы будем следить за развитием событий, ведь уверены: в подобных ситуациях часто оказываются наши читатели — владельцы дачных участков. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter