Районные больницы переходят на привычный режим работы

COVID здесь больше не живет

Больницы после перехода на обычный режим работы не отказываются от противоэпидемических мер безопасности

Поэтапное возвращение учреждений здравоохранения к привычному профилю продолжается в столице и всех областях страны. Тем не менее коронавирус у нас по-прежнему циркулирует, и требования к безопасности пациентов и медиков остаются повышенными. Мы узнали, что в эти дни происходит в выведенных из инфекционной зоны больницах двух регионов — Витебщины, одной из первых принявшей на себя коронавирусный удар, и Брестчины, куда COVID-19 добрался позже.

Бешенковичи: сколько штаммов пережили?

С 1 июля плановые приемы пациентов начались в ряде райцентров, в том числе в еще недавно тревожных Бешенковичах, Докшицах, Лиозно. Ряд стационаров в Витебске также вернулся к прежнему режиму. Однако главврач Бешенковичской ЦРБ Светлана Рощина подчеркивает: расслабляться никто не собирается. Первые пациенты с пневмониями здесь появились в начале апреля.



— Под лечение пневмоний, помимо инфекционного отделения, мы выделили хирургическое, терапевтическое и детское, — вспоминает руководитель. — Первая пациентка была тяжелой: пенсионный возраст плюс хронические заболевания. Ее пришлось сразу помещать в реанимацию. Мазки показали COVID-19…

В самые тяжелые дни в больницу поступали по 10—12 человек с пневмониями. В общей сложности здесь пролечили свыше 260 пациентов. Для небольшого района цифра солидная. Около 20 человек спасали в реанимации, четверо прошли через ИВЛ. Помощь с оборудованием стационару не понадобилась. В Бешенковичах заранее подготовили дополнительные точки подачи кислорода. В общей сложности дыхательной поддержкой могли воспользоваться 32 человека, но эти точки, к счастью, не пришлось задействовать в полном объеме. Около полусотни врачей круглосуточно контролировали состояние даже тех больных, у кого заболевание протекало в легкой форме.
Запас прочности больницы имели во многом благодаря грамотной стратегии, выбранной Минздравом и руководством страны.
— Сегодня в инфекционном отделении около десяти пациентов с пневмониями, ситуация стабилизирована, новых вспышек нет, — констатирует главврач. — А потому появилась возможность вернуться к обычному профилю. Сейчас уже полным ходом идет прием пациентов, направляем их на плановую госпитализацию, делаем операции.


 
Предварительно в больнице провели итоговую масштабную дезинфекцию. Но врачи по-прежнему соблюдают необходимые меры безопасности и требуют того же от посетителей. Вирус мало изучен, непредсказуем. Например, медики предполагают, что в Бешенковичскую ЦРБ поступали пациенты как минимум с тремя штаммами коронавируса — у каждого своя симптоматика, свое течение болезни и чувствительность к лекарствам. А потому вход для пациентов с признаками ОРЗ и температурой даже сейчас отдельный.

 
В терапевтическом отделении уже лежат больные с гипертоническим кризом и острым коронарным синдромом — еще вчера их направляли в Витебск. Туда же возили тех, кому требовалась экстренная хирургическая помощь. Теперь все необходимое будут делать на месте. За работу взялись и стоматологи. Пенсионерка Ирина Савицкая, которая ежегодно проходит курс поддерживающей стационарной терапии из-за сосудистых проблем, радуется:

— Как хорошо, что мы опять лечимся дома! И не в обиде за то, что пришлось подождать. Понимаем: в первую очередь врачам нужно было спасать тех, кому помощь нужна срочно.



Жабинка: маски никто не отменял

В Брестской области в штатный режим работы перешла, в частности, центральная больница Жабинковского района. Пять ее отделений были переоборудованы под инфекционный госпиталь в середине мая, когда в райцентре началась вспышка вирусных пневмоний.

— Нам повезло, что наш район, как и вся область, вошел в процесс, когда уже был известен опыт Витебска, Минска, — замечает главврач больницы Иосиф Орловец. — В полную готовность привели 120 коек — столько пациентов могла одновременно принять клиника. В среднем же здесь находились до 35 человек. До 10 нуждались в кислороде, хотя точек подачи провели 50, так что запас прочности имелся. Во многом благодаря грамотной стратегии, выбранной Минздравом и руководством страны. Акцент был сделан на амбулаторной помощи. Создали четыре контактных центра, медики выезжали к пациентам с изначально легкими формами по адресам. Принятые меры поспособствовали тому, что стационар не был перегружен.

Марина Наумук и Галина Макар — лифтеры. Первые, кто непосредственно контактировал с больными. Нагрузка в пиковые дни, говорят они, существенно выросла:

— Одна работает в грязной зоне, другая в чистой. Поочередно. Поступил пациент — после того как провели его в палату, обеззараживаем весь путь. В последние дни вместе с другими работниками занимались дезинфекцией.

«Добивая» вирус в стенах больницы, территорию «расстреливали» дезраствором из пульверизаторов. Тщательно отмывали каждый сантиметр. Зачистку вели не только дезинфекторы, но и другой персонал.

Например, медсестры Наталья Приступа и Ирина Горбачева обрабатывали процедурный кабинет:

— Это уже заключительная дезинфекция после генеральной обработки. Вымывали стены, полы, другие поверхности. В камеры обеззараживания помещали мягкий инвентарь, например, матрацы. Надеемся, скоро забудем тревожные дни, как страшный сон.

В красной зоне медработники находились до 12 часов с короткими перерывами на отдых и еду. При этом каждый раз нужно было проходить через фильтр, где сначала обеззараживался одноразовый костюм, а затем приходилось принимать душ. Физическая нагрузка колоссальная. И большая жажда: даже попить воды было нельзя. А еще — тяжелые пациенты, с которыми, говорит завтерапией по штату и заведующий временным инфекционным госпиталем Виталий Велько, нужно было постоянно общаться:

— Волна информации, в том числе сомнительной, привела к тому, что вместе с повышением температуры у людей начинались панические атаки. Важно было пациентов успокоить, сработать как психотерапевт. И параллельно решать остальные задачи.

В очищенные от COVID-19 отделения уже поступают плановые больные. Но сотрудники больницы все равно настороже, говорит Иосиф Орловец: даже в чистой зоне нет уверенности, что пациент не является носителем инфекции. А потому масочный режим и строгие меры санитарной обработки никто не отменял. В случае ЧП отделения вновь могут превратиться в инфекционные. Теперь для этого нужно лишь закрыть ключом двери и выставить персонал в противочумных костюмах. Но есть основания полагать, что до этого уже не дойдет.

begunova@sb.by

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter