Почему европейские страны все больше присматриваются к белорусскому и шведскому опыту борьбы с коронавирусной инфекцией

Covid-19: Европа перенимает наши подходы

Все ведущие лидеры европейских стран в один голос заявили: грядущий осенне-зимний сезон планируют пройти без карантина и жестких локдаунов. Больше ссылаются на опыт Швеции. Хотя, наверное, анализируют и белорусские подходы. Но скромно об этом умалчивают. Возможно, стесняются...

Фото  pixabay.com

Во-первых, пресловутая коммерческая медицина, в том числе и страховая, продемонстрировала свою несостоятельность. Независимо от отрасли, в коммерции действует правило: все планировать, чтобы полностью использовать имеющиеся мощности. Так достигается максимальная эффективность. А если случится повышенный спрос, мол, рынок все отрегулирует через изменение цены. Она повысится, направление станет привлекательным, потекут инвестиционные потоки, и предложение увеличится. Теория худо-бедно дееспособна, когда речь идет о гамбургерах, автомобилях, недвижимости. А при экстренной пандемической ситуации рыночный подход оказался полностью несостоятельным. И даже циничным. Врачам приходилось выбирать из нескольких пациентов, кого подключить к аппарату ИВЛ. Тогда и эксперты, и политики аккуратно заговорили: капитализм и конкуренция — прекрасные явления. Но в стратегических и жизненно важных отраслях надо усиливать роль государства. По большому счету, озвучили принцип, от которого Беларусь изначально и не отступала. Каким бы ни был надежным и привлекательным страховой полис, в экстренных случаях жизнь и здоровье надежнее государства никто гарантировать не может. 

Во-вторых, на объявление жестких карантинов сыграли чисто политические особенности демократической Европы. Население здорово напугала новая неизвестная зараза. Рейтинги политиков в начале пандемии падали катастрофически, рискуя пробить электоральное дно. Срочно нужны были меры. Не столько эффективные, сколько яркие, визуальные. Границы и Шенгенской зоны, и внутри ЕС с грохотом перекрылись шлагбаумами, людей заперли по домам, по улицам курсировали патрули. А в некоторых странах, например, Франции, даже войска на подмогу позвали. Картинка появилась восхитительная. На некоторое время рейтинги политических лидеров поползли вверх. Красивые фразы, что человеческая жизнь важнее любых денег, разлились бальзамом по душе избирателей. И испарились, когда на кошельках и холодильниках сказалась прописная истина: стагнирующая экономика долголетию не способствует. Убитая экономика может спровоцировать напрямую и косвенно жертвы, превышающие потери от вируса. Впрочем, как и в целом от болезней. 

Очевидные истины не замедлили проявиться к лету. Потери ВВП в Европе превысили 8 процентов, в сфере услуг — 16 процентов. А такие отрасли, как туризм, просели на все 75 процентов. Белорусский отскок валового продукта на 1,6 процента выглядит нежной коррекцией по сравнению с бедствиями развитого мира. Благодаря затворничеству Европа не досчиталась триллиона евро. Немало даже коренных европейцев оказалось на грани нищеты. Что незамедлительно сказалось на уровне преступности. Польские трассы по уровню безопасности стремятся к лихим традициям 1990-х: на стоянке запросто грабят, вырубая водителей газовыми баллончиками или даже более грубыми предметами. Донельзя обострились и социальные противоречия: демонстрации грозят перерасти в бунты. 

Поэтому политикам пришлось срочно менять свое мнение в отношении коронавируса и инструментариев борьбы с ним. Стало слишком очевидно: очередного карантина не вынесет ни экономика, ни население. Люди уже только при упоминании о локдауне почти готовы поднять восстание. 

Намерения европейских властей обойтись без изоляции и закрытия границ, а только усилением санитарных мер — маски, дистанцирование и так далее — выглядят и сейчас, и весной логично. Со всех точек зрения: эпидемиологической, экономической, социальной… Но самое главное — политической. При всех прелестях демократии, она не всегда разумна. И подчиняется больше не логике и науке, а ощущениям избирателей. Которые действуют не всегда им во благо. Да, европейцы приветствовали карантин, но теперь точно так же рьяно его ненавидят. Эффективность для здоровья наций он показал не самую высокую, зато для экономики оказался разрушительным. Впрочем, как и для рейтингов политиков. Но настоящий европейский демократ всегда найдет способ поднять свой рейтинг. Даже за счет избирателей. Главное, чтобы они довольны были сегодня. Платить-то все равно придется завтра. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter