Cкромность, которая не красит

За три минувших года планировалось продать акции 155 белорусских ОАО...

За три минувших года планировалось продать акции 155 белорусских ОАО. Продали 10. Сейчас опять строятся планы. В них уже 244 открытых акционерных общества. Не станет ли реализация и этих задач столь же скромной?


Анализируя предыдущие ошибки, Георгий Кузнецов, председатель Госкомимущества, говорит, что одной из главных проблем стало нежелание руководителей предприятий, министерств и ведомств выставлять акции на продажу и привлекать инвесторов.


Но провалился и аукцион по продаже пяти ОАО, которому вроде никто не препятствовал. Этот пилотный проект обсуждался с Международным валютным фондом и был одним из пунктов программы «стэнд–бай». В пятерку вошли: Бобруйский машиностроительный завод, «ВолМЕТ» (г. Волковыск), Лидский литейно–механический завод, барановичский «Бархим» и «Речицкий текстиль». Ни на один лот не было подано ни одной заявки. В Госкомуществе теперь это объясняют тем, что «выставили предприятия, которые, мягко говоря, никому не нужны». Второй ошибкой председатель Госкомимущества считает привлечение инвестагентов. «Мы сразу сказали, что оплатить их работу не можем, работайте на свой имидж, — поделился подробностями Георгий Кузнецов. — Но они не занимались привлечением, а начали вести с инвесторами переговоры, чтобы те подождали снижения цен».


Однако в инвестиционной компании «Юнитер» считают, что их вины в несостоявшихся аукционах нет. «Мы работали безвозмездно, но при этом не привлекались к подготовке правил аукциона, к проведению оценки предприятий, — приводит свои доводы Андрей Дерех, директор компании «Юнитер». — Мы нашли заинтересованных инвесторов. Все предприятия непростые, но интерес есть. А вот развивать сделку — это уже искусство. Госкомимуществу не хватило гибкости»...


Сегодня на приватизацию предприятий в Правительстве возлагают большие надежды. В планах на 2011 год уже заложено, что бюджет должен получить от продажи акций около 3 млрд. долларов. Но Георгий Кузнецов считает это нереальным: «Даже если мы продадим все 244 предприятия, мы и миллиарда не выручим». За три прошедших года поступления от приватизации составили 14 млрд. рублей и 781 млн. долларов. Но отметим, что тогда были проданы акции таких привлекательных объектов, как ОАО «Белтрансгаз» (2,5 млрд. долларов), ЗАО «БеСТ» (500 млн. долларов), ОАО «БПС–Банк» (280,8 млн. долларов), ОАО «Белвнешэкономбанк» (14,46 млн. долларов). В нынешнем списке таких лакомых кусков нет. Хотя не исключено, что они появятся. Но только в 2013 году, когда, по словам Натальи Жерносек, директора Фонда госимущества, будут акционированы «Белоруснефть», вся система заводов сельскохозяйственного машиностроения, в том числе Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», а также Белорусский металлургический завод и «Планар». Но, чтобы продать акции таких предприятий, наверное, не придется прикладывать максимум усилий.


В первую очередь нужно что–то делать с теми заводами, которые для государства, как чемодан без ручки, — и нести тяжело, и бросить жалко. Георгий Кузнецов заверил, что будут изменены подходы: «Нельзя требовать от инвестора деньги и в бюджет, и на развитие предприятия». Для самых тяжелых предприятий его предложение — выпускать допэмиссию акций и средства от их продажи направлять на модернизацию предприятий.


Изменение подходов — это хорошо. Только мы пытаемся их изменить уже сколько лет, а воз и ныне там — ни себе, ни людям. Опять же забывается и свой родной инвестор, который стенает в поисках производственных площадей, в то время как пустующие разваливаются от времени и бесхозяйственности.


Кстати


Информагентства распространили информацию, что «Ростехнологии» готовы предложить Правительству Беларуси миноритарный пакет российского КамАЗа в обмен на весь Минский автомобильный завод. Утверждается, что за 100% Минского автомобильного завода Беларусь получит не более 25% КамАЗа. Интересно, откуда такие цифры, ведь оценка МАЗа не проводилась. По словам Георгия Кузнецова, лишь по приблизительным расчетам, Минский автомобильный стоит не менее 2,5 миллиарда долларов. Значит ли это, что россияне оценивают КамАЗ в 10 миллиардов долларов? В свое время компания «Тройка Диалог» продавала свой пакет акций КамАЗа из расчета полной стоимости завода около 2,5 млрд. долларов. Любопытная получается арифметика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter