Почти чудо: как детям разных возрастов врачи возвращают речь

Cказанному — верить

Психоневрологическое отделение РНПЦ оториноларингологии специализируется на лечении сложнейших речевых дефектов у детей и подростков. Это единственное место на территории бывшего Советского Союза, где профессионалы подходят к проблеме комплексно и предлагают целый пакет профильных процедур. А результат не заставляет себя долго ждать – 97,5 процента маленьких клиентов, которые до поступления на лечение молчали, выписываются с улучшением. 

Врачи воздействуют на биоактивные точки лазерным излучением. Это стимулирует работу речевых центров головного мозга. 

Чувствуйте себя, как дома

Это место производит особое впечатление. Атмосфера, царящая здесь и по-домашнему приспособленный уют больше напомнили мне санаторий, но никак не больницу. 

Стационар отделения рассчитан на 40 коек. За год здесь пролечивается около 550 маленьких пациентов. Дети живут в стационаре 26 дней. До заезда они несколько месяцев состоят в листе ожидания, затем формируются возрастные группы. Параллельно с лечением здесь налажен учебный процесс – подростков курирует расположенная в нескольких троллейбусных остановках школа № 105.

Вообще, сюда стекаются дети с самых разных точек страны – иногородние составляют около 85 процентов пациентов. К слову, в отделение приезжают и из зарубежья: в год пролечивается около десятка иностранцев. В основном это жители постсоветского пространства, однако нередки гости и из дальних стран — Китая, Израиля, Германии… Как правило, пациенты русскоговорящие, поэтому проблем с коммуникацией не возникает. 

Показано всем 

Итак, кто же оказывается под прицелом наблюдения специалистов отделения? Это дети от 3 до 18 лет с тяжелыми речевыми патологиями. С родителями в стационар госпитализируются дети до 5 лет и дети-инвалиды до 18. 

Первая категория – это практически неговорящие малыши. Как правило, с моторной алалией (нарушениями в речевом центре головного мозга) или сенсорной алалией (ребенок не понимает речь и воспринимает ее как иностранную). 

Вторая категория — ребята с осложненным заиканием, когда они не могут говорить из-за сильных запинок и тонуса. У подростков такое заболевание осложняется логофобией — страхом речевого общения. Они боятся насмешек окружающих, закрываются в себе, как улитки в раковине, избегают общения и «уходят» от устных экзаменов. 

Наталья Чернушевич с 6-летней дочкой Леной приехали три недели назад из Могилева. Проблемы с речью у девочки заметили уже в раннем детстве, однако за основательное лечение взялись только полгода назад. Еще шесть месяцев назад девочка говорила лишь слогами, сейчас же способна выстраивать законченные предложения. 

— Маринка не разговаривала до 2,5 года, постоянно наблюдалась у невролога, потом пошла в логопедическую группу в детском саду. Тянуть было уже некуда, и мы обратились сюда, — делится своей историей мама 4-летней дочки Надежда Денисова. — На очереди стояли около трех месяцев. Вообще, это наш первый курс, но уже есть значительные улучшения. Речь хотя бы появилась, пусть и многие звуки пока еще пропадают. 

Медикаментозное лечение комбинируется со всевозможными физиопроцедурами, которые стимулируют работу речевых центров головного мозга и мышц лица, отвечающих за работу артикуляционного аппарата. Среди них, к примеру, лазеропунктура (воздействие на биоактивные точки лазерным излучением), транскраниальная микрополяризация (стимуляция речевых зон головного мозга малым постоянным током), гальванизация (применение постоянного электрического тока для стимуляции синусовых узлов), трансвертебральная микрополяризация (воздействие малым током на спину для улучшения кровообращения головного мозга), а также электрофорез и магнитотерапия. 

Не обходится лечение без массажа лица, воротниковой зоны и головы для расслабления мышц артикуляционного аппарата, занятий с логопедами, музыкальными педагогами, медицинскими психологами, логоритмистами, психиатрами и психотерапевтами. 

Когда слишком плотное расписание

Подъем у деток в отделении ранний — в 7.00. Зато все издержки раннего утра покрывает трехчасовой «тихий час» после плотного обеда. 

— После завтрака, как правило, ведем детей на физиопроцедуры и занятия с логопедом. После обеда и тихого часа с ними работают музыкальный руководитель и психологи, иногда выходим в город на прогулку, — рассказывает о распорядке дня воспитатель Елена Котлярова. 

Диагностикой уровня интеллектуального развития и общего уровня развития ребенка, а также уровня его социального взаимодействия занимается психолог Елена Шамарова:

— По результатам исследований я провожу нейропсихологическую коррекцию, направленную на развитие моторной и сенсорно-моторной функций. Самое ценное в занятиях — индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь только так можно надеяться на положительный эффект. 

По результатам курса специалисты дают экспертную оценку каждому ребенку. Дети сдают своеобразный экзамен: выступают перед родителями и сверстниками, выходят на улицу и задают вопросы незнакомцам. Вообще, 97,5 процента маленьких пациентов выписываются с улучшениями. Оставшиеся единицы, как правило, не проходят курс до конца – они слишком скучают по дому и родители лечат их амбулаторно по месту жительства.

КОМПЕТЕНТНО

Светлана ГРЕБЕНЬ, врач психиатр-нарколог высшей категории, заведующая психоневрологическим отделением для детей стационара РНПЦ оториноларингологии:

— Вообще, лечением речевых нарушений занимаются все психиатрические диспансеры и во всех регионах. Наше отделение отличается узкой специализацией только на дефектах речи и комплексным подходом к лечению. По сути, мы не делаем ничего сверхъестественного. Просто одновременно используем и комбинируем разные методы лечения, специфические для данных патологий. 

К нам съезжаются самые тяжелые пациенты, у которых не наблюдается прогресс на амбулаторном этапе лечения. В 80 процентах такие случаи усугублены неврологическими проблемами. Научно доказано, что речевая патология неразрывно связана с незрелостью головного мозга, причем при нормальном интеллекте и слухе у ребенка. Такие патологии могут возникать из-за каких-либо внутриутробных особенностей либо проблем при родах, а также из-за перенесенных в раннем возрасте болезней. Но это говорит лишь о том, что ребенком нужно заниматься, его необходимо лечить. Результат не заставит себя долго ждать, и дети с речевыми особенностями смогут пойти в обычный класс общеобразовательной школы, а затем без затруднений поступить в учебное заведение своей мечты. 

Лишь 13 процентов пациентов обращаются в отделение повторно. После курса лечения они получают реабилитационную программу для домашних тренировок, на местах детей и подростков также контролируют специалисты. Если спустя полгода при повторной консультации не отмечается положительной динамики, ребенок имеет возможность пройти курс лечения повторно. 

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter