Чёс — да и только

О лени и культурном невежестве

Вот вы знали, что Минск — это провинция? Глухомань, захолустье, периферия — называйте как хотите, — где существование механизмов, запускающих культурные процессы, невозможно по своей сути? В этом, по крайней мере, свято убежден нью–йоркский дирижер Томас, один из героев модного американского сериала «Моцарт в джунглях». В одной из серий перспектива презентовать свою новую симфонию в Беларуси приводит престарелого маэстро в ужас: там же совсем нет возможностей глотнуть воздуха большой сцены! Живи Томас в этой, а не телевизионной реальности, Ростислав Кример, уверена, с удовольствием пригласил бы американца на свой фестиваль в Минск, чтобы объяснить простую истину: жить стереотипами уже немодно. И на пути международного культурного обмена в самой романтичной и уязвимой сфере нашего искусства давно не стоит ничего, кроме собственной лени, узнать что–то большее о такой далекой, но совсем не закрытой стране.

Порой нам, журналистам, кажется, что именитых гостей, пачками прибывающих в Беларусь то на один, то на другой культурный форум, кто–то разом и одним махом «забанил» в Гугле. Ни о стране, ни о Минске, ни тем более о процессах, бурлящих в наших культурных широтах, они не знают ровным счетом ни–че–го. В меньшей степени это, конечно, касается гастролеров из соседних России или, скажем, Литвы: общее прошлое еще дает им мало–мальское представление о нашей театральной или киносреде. В глазах же «дальних» соевропейцев, даже поляков, по тем или иным причинам в эти осенние будни вдруг надумавших заглянуть на культурный огонек в Минск, — туман и пустота. В ответах набившие белорусам оскомину «вкусные драники» да «чистые широкие улицы».

На этой неделе дышать полной грудью на наших широких улицах прибыл именитый гость из Италии Джанфранко Кабидду. Мэтр пробыл в столице несколько дней, активно выступал перед журналистами и студентами филфака, параллельно представляя зрителям всех статусов и возрастов свое самое удачное режиссерское детище. Перед отправлением на малую родину итальянца доставили еще и в обновленные павильоны «Беларусьфильма», с целью, как сообщил журналистам бесстрастный пресс–релиз, «информирования о возможности работы над новыми итало–белорусскими проектами в кинематографе».

Лично мне на этой встрече было неловко и не совсем понятно, о каких новых совместных проектах может идти речь, если господин режиссер и старых–то в глаза не видел. Об «Альпийской балладе», как оказалось, слыхом не слыхивал. Ни один из киноопусов белорусских режиссеров тем более не сдюжил. Фамилии Туров и Пташук, о которых с гордостью рассказывал директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев и чьи барельефы показывал на фасаде у входа в нашу кинообитель, для итальянского мастера оказались не более чем набором смачных звуков и букв. Ни перед поездкой, ни во время ее он не потрудился зайти в интернет и пробежаться по скромному, но все же списку достижений отечественного кинематографа, с которым он приехал «сотрудничать» и «развивать культурные связи».

В сердцах пожаловалась коллеге. Мол, мы же, журналисты, готовились к встрече с синьором Кабидду! Изучили фильмографию, посмотрели накануне ту самую нашумевшую ленту... Так почему артисты, прекрасно зная, что их атакуют репортеры, элементарно не удосужатся хотя бы открыть страницу в Википедии и уделить 5 минут изучению страны или ее культурных процессов? Хотя бы для общего развития. Хотя бы для того, чтобы найти в себе силы выдавить что–то кроме «чистых широких улиц».

В ответ неожиданно получила: это для тебя каждая поездка событие. Для них — рутина. Обязанность. Способ отработать гонорары, в конце концов. Поэтому их график прост как рельс: самолет — пресс–конференция — концерт/презентация/спектакль — ресторан — гостиница. Времени на погружение в местную культуру, увы, не остается. Иногда сил. А зачастую, чего греха таить, и интереса тоже.

Сошлись на том, что винить наших гостей в невежестве все же не стоит. Ведь это для нас визит птиц такого полета — всегда событие, вопрос престижа. Для них же — лишь «очередная командировочная точка», один из многочисленных пунктов «чеса». Да и любит их публика, в конце концов, не за оригинальные интервью, а за творчество в первую очередь. Потому вновь и вновь прощает им округленные глаза и набившие оскомину «чистые широкие улицы»...

leonovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Белорусочка

Вот Вы написали тут Юленька: Для них же — лишь «очередная командировочная точка», один из многочисленных пунктов «чеса».  Точно так, но у нас, по крайней мере, хоть безопасно. Вот рассказывают, что один знаменитый пианист, отправившись в гастрольную поездку по Ближнему Востоку, но внезапно вернулся на родину. При встрече со своим коллегой он объяснил, что вынужден был прервать свои гастроли и уехать, потому что дважды был обстрелян арабами.
 «Да вот что ты говоришь?! - удивился тот. - Вот уж никогда не предполагал, что арабы так хорошо разбираются в музыке!» Так что не надо тут нам ля-ля знаменитости и все такое прочее! Все же это во многом чисто искусственно раздуто ими же самими  при  помощи проплаченной прессы!

пенсионер, за 60, Россия
Кумиры и поклонники это нескончаемая тема. Статья вызвала у меня улыбку. Я вспомнил свое удивление, когда в 80-х, в пригороде Хельсинки, я увидел афишу всемирно, как мне казалось, известного  ансамбля, о выступлении  в студенческом клубе, который, как объяснил нам гид, вмещает 200 человек. Она предложила нам приобрести билеты по очень доступной цене. Это потом, в зарубежной прессе, я узнал, что многие, как нам говорили, гиганты на Западе не могут собрать и такие залы. Я к тому, а перед кем вы хотите шапку ломать? Сегодняшняя реальность показывает, что любой, на наш взгляд, музыкальный гений продается и покупается. На закрытых вечеринках наших олигархов ( только по инсайдерской информации) можно встретить любого исполнителя, любого уровня из любой страны. И потом, а почему вы ждете от своего гостя особого почтения именно к вашей стране? Он выступал в сотнях стран, он видел миллионы зрителей. А вы, как девушка на выданье, ждете, чтобы он от вас не оторвал взгляда. Когда моему зятю предложили очень ответственную должность, связанную с постоянным пребыванием за границей, он очень обрадовался - вот посмотрю весь мир. Имея огромный опыт в командировках, я его тогда предупредил, что через год, полтора твои восторги пройдут и ты не высунешь носа из гостиницы. Так оно и вышло. После десятка лет непрерывных поездок, он ненавидит аэропорты, гостиницы, страны. Но это работа, это средства к существованию. То же самое происходит и у музыкантов и актеров.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?