Чья квартира? Ничья?..

В Минске и других городах есть новые квратиры, пустующие по нескольку лет. Откуда берутся эти "островки перепроизводства" при повальном дефиците и дороговизне квадратных метров? Каким таким олигархам или иностранцам принадлежат?

Почему  отдельные  окна  новых  многоэтажек  не  выдают  прохожим  своих  тайн

В доме, который построен 11 лет назад, я живу с первого дня его заселения. Хороший дом, хоть и панельный, хоть и с типично совковой планировкой. Хороший в том смысле, что зимой теплый, летом прохладный, то есть построен на совесть. А вид  какой! По одну сторону, за кольцевой дорогой, — луга и поля, простор явно не городской. А по другую… С моего восьмого этажа люблю иногда созерцать двор, жизнь его постояльцев. А после этого взгляд машинально, по давней привычке, упирается в три окна стоящей напротив девятиэтажки. На протяжении всего времени, пока я здесь живу, их на третьем этаже так никто и не отмыл от цемента и прочей строительной грязи. Это значит, что в квартиру никто, судя по всему, и не заселялся. А дом-то под номером 113 сдан под ключ, пожалуй, раньше моего! Чья же это квартира? Неужто ничья?.. 

Вам, я уверен, тоже приходилось наблюдать за такими окнами. В своих двориках или по пути на работу. В столице, в больших и малых городах. Какую тайну красноречиво прикрывают полупрозрачные бойницы отечественного градостроительства? Поддаются ли учету со стороны всезнающих жилищно-эксплутационных служб и отделов жилищной политики гор- и райисполкомов эти дразнящие обывателя «островки перепроизводства» при повальном дефиците и дороговизне квадратных метров? И каким таким олигархам или иностранцам принадлежат пустующие по несколько лет  все еще новые квартиры? 

Эти вопросы я взял и адресовал  компетентным инстанциям. В частности, по поводу явно пустующей долгое время квартиры в доме напротив связался я по телефону с расчетным центром ЖЭСов № 98, 113 и 116 Московского района Минска. 

— В доме, о котором вы спрашиваете, все лицевые счета открыты. Стало быть, у квартиры есть хозяин, — прокомментировала бухгалтер Наталья Васильева. — У нас ведь большинство квартир частные. Главное, что за жилье платят, а живут в нем или нет не наше дело. Скажем, в одном доме хозяева купили квартиру, сами живут в России, но деньги внесли до конца года. Нам это выгодно, так как подобные авансы хоть как-то компенсируют просрочки со стороны тех, кто живет в квартирах, а платить не хочет или не может. Есть у нас и незаселенные квартиры, то есть ордер на них пока не выдан. Например, по улице Космонавтов, 30 пустует квартира. Эта девятиэтажка сдана в эксплуатацию в мае 2004 года. Квартира стоит в резерве для тех, кто идет под снос. Да в каждом доме есть резерв, который определяется райисполкомом или горисполкомом… 

Вот как! Оказывается, три года для того, чтобы определиться с выдачей ордера, не срок? Не знаю, не знаю, но в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси исключили такую странную и недопустимую медлительность, сославшись на известный 565-й президентский указ, согласно которому квартира должна заселяться в месячный срок. В месячный! Отсрочек, кем-то санкционированных, и резервов не должно быть в природе, сказали мне категорично. Очень позабавила специалистов Минжилкомхоза и  практика отдельных ЖЭСов брать квартплату с российских собственников квартир на год вперед. Неправомочно, понимаете ли, подобное кредитование, так как деньги можно платить только за оказанные услуги. Впрочем, думаю, что некоторые наши доблестные жилищно-эксплуатационные службы, и не только в столице, способны и не на такое. Они запросто могут взять с законопослушных жильцов немножко квартплаты вперед, а потом, спустя месячишко-другой, прокрутив денежки, их так «незаметно» вернуть. Но вернемся к пустующим квартирам. 

В ежегодном Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию сказано: «Жилье — это вопрос номер один для семьи. Его решение — залог нормального климата в семье и обществе. Несмотря на все наши заявления и обещания, ситуация с ценами на жилье не только не улучшилась, но даже ухудшилась». Правильно сказано. И правильно, даже жестко, поставлена задача: прекратить ценовой ажиотаж! 

В расчетно-вычислительном центре Главного производственного управления ЖКХ Мингор­исполкома назвали цифру 13 787. Именно столько квартир в многоквартирных домах, которые обслуживают ЖЭСы, где никто не прописан. И в этом ничего противозаконного нет. Право собственника незыблемо: хочу — живу, хочу — сдаю, хочу — держу свою квартиру пустой. Главное — оплачивать лицевые счета, а москвич-собственник или он прописан в Пуховичах, мало кого волнует. Хотя, мне кажется, рынок рынком, но при огромных очередях на жилье в крупных городах намного понятнее было бы отечественным нуждающимся, если бы в планах и объемах строительства УКСов предпочтение прежде всего отдавалось им. Речь идет, возможно, об утверждении или пересмотре квот или еще о каких-то мерах. В противном случае сумасшедшие цены за квадратный метр нам не обуздать, нарушения в этой социальной и очень чувствительной отрасли не пресечь. 

Впрочем, это так, размышления дилетанта. Как кто-нибудь, возможно, сочтет. Лучше, конечно, на сей счет послушать предложения специалиста. Только не специалиста заводить рака за камень, после чего, собственно, так никто и не поймет, когда мы существенно подвинем жилищную очередь и на сколько снизим (и снизим ли вообще?) цену за «квадрат».  Таких «стратегов» в жилищном строительстве, в том числе и в министерских креслах, мы уже наслушались… 

А вот с того места, где, помните, «в каждом доме есть резерв», хотелось бы поподробнее. Наверное, какой-то фонд квартир для каких-то целей и нужен. Тогда какой и для каких конкретно? И сколько, и кто имеет право их держать в запасе? Нужны внятные комментарии и толкования. От исключительно компетентных инстанций. Но только, разумеется, не от тех, где этот самый сомнительный резерв квартир втихаря создавали. И создают. Они, эти кровно заинтересованные «специалисты-адвокаты», найдут аргументы в пользу законности незаконных заначек под крышей. И немудрено… Так что таковых просим не беспокоиться. Точка зрения правоохранительных и контролирующих органов — другое дело, очень даже уместна, если, конечно, злоупотребления имеются. Она-то и способна расставить точки. Чтобы предельно ясно стало всем, где чья квартира… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter