В мемориальном доме-музее Максима Богдановича и Змитрока Бядули "Белорусская хатка" 9 лет не могут закончить ремонт

Чья «хатка» с краю

Этот небольшой деревянный домик, затерявшийся в глубине столичной улицы Рабкоровской и скрытый от посторонних глаз мощными фасадами университета культуры, хорошо помнит мягкую поступь Змитрока Бядули, ботанические зарисовки Зоськи Верас, бледного, совсем измученного чахоткой Максима Богдановича и слушателей, жадно ловящих каждое его слово. Сегодня этот дом — единственное сохранившееся в Минске место, непосредственно связанное с Богдановичем. Здесь поэт провел последние месяцы жизни, едва успев выпустить в литературный свет «Пагоню» и лиро–эпическую поэму «Страцiм–лебедзь». Увы, у далеких от писательской тусовки горожан история неказистого и мало приметного с виду строения уже давно выветрилась из памяти. Что, впрочем, неудивительно. В последний раз культовый музей «Белорусская хатка» открывал свои двери для посетителей в 2007 году. Завершить капитальный ремонт в запланированные сроки у строителей тогда не получилось. Эпопея по восстановлению здания растянулась на долгих 9 (!) лет. Как и почему историко–культурная ценность оказалась никому не нужной и есть ли шансы восстановить мемориальный дом–музей в год юбилеев Бядули и Богдановича, разбирались корреспонденты «СБ».


Когда в литературных кругах впервые заговорили о создании филиала музея Максима Богдановича, здание будущей «Белорусской хатки» располагалось на своем историческом месте по улице Толстого, 14а (бывшая Малогеоргиевская улица). Но в середине 80–х микрорайон начал активно застраиваться, дороги расширялись и дом Змитрока Бядули автоматически попал под снос. Почитатели творчества Богдановича взбунтовались: как можно уничтожить единственное уцелевшее в Минске место, в котором жил и работал поэт? Общими усилиями — историков, писателей, общественных деятелей, с одной стороны, и неравнодушных граждан, с другой, — «хатку» удалось спасти. Накануне зимы 1986–го здание сняли с исторического фундамента и перенесли на 100 метров в сторону, на улицу Рабкоровскую. Там еще 2 года в полуразрушенном состоянии оно ждало своей дальнейшей участи.

— К проекту по созданию здесь филиала литературного музея Максима Богдановича подключились видные музейщики, художники, реставраторы, — рассказывает нынешняя заведующая музеем Татьяна Лобода. — Опираясь на воспоминания друзей Богдановича и еще живой на тот момент Людвики Сивицкой (Зоськи Верас), они полностью восстановили комнату поэта, частично — комнаты Змитрока Бядули и его сестер, которые квартировали здесь с 1916 по 1919 год. Осенью 1916–го писатель предложил занять одно из пустующих помещений приехавшему в Минск Максиму Богдановичу. Кстати, свое название филиал получил в честь одноименного клуба интеллигенции, активным участником которого был поэт и его друзья.

И если в начале прошлого века в «Белорусской хатке» собиралась преимущественно творческая и интеллектуальная элита, то после открытия музея в его стенах стали проводить в том числе и занятия для детей. Вишенкой на экспозиционном торте стала копия аутентичного батлеечного театра, размещенная в одном из залов:

— Она не просто вписалась в интерьер — своеобразный театральный зал, а стала продолжением тех давних традиций показа вертепных представлений, которые пытались возродить деятели белорусского культурно–общественного движения в Минске еще в 1915 году. Сотрудники «хатки» стали первыми, кто на базе музеев начал показывать батлеечные спектакли, — Татьяна Лобода не без гордости делится славной историей музейного прошлого.

К началу капитального ремонта, затеянного в 2007 году, «Белорусская хатка» била все рекорды по своему активному продвижению в массы. Здесь проходили не только уже упомянутые представления и экскурсии, но и литературные, музыкальные, фольклорные вечера, уроки народных танцев, встречи с писателями и деятелями культуры. Исследователь творчества Максима Богдановича литературовед Микола Трус вспоминает:

— Это была значимая культурная точка на карте города. Музей имел свой круг почитателей, здесь собирались небезразличные к своей истории и культуре люди. «Хатка» была и остается уникальной во многих смыслах. Во–первых, своей архитектурой: таких деревянных домов 1904 года сохранилось совсем немного. Во–вторых, это единственный в этом районе Минска музей. Неужели его жители не заслужили даже одной, пусть и небольшой культурной сокровищницы?..

Время «хатку» не пощадило. С годами деревянное строение стало ветшать. Значительная часть сруба сгнила, конструкция пола потеряла первоначальную жесткость. Внешний облик здания также требовал тщательного восстановления — замены дверных и оконных блоков, ремонта металлических элементов козырьков. Нашли к чему придраться и эстеты: отделка помещения уже не соответствовала художественному оформлению экспозиционных залов.

Первый этап ремонтных работ завершился на первый взгляд успешно. Строители укрепили стены, возвели новые перегородки из влагостойкого гипсокартона, заменили полы, отремонтировали окна и двери. Казалось, еще чуть–чуть и музей, нарядный и обновленный, готов будет принять первых посетителей. Не срослось.

— Оставалась неразрешенной проблема с подключением водопровода, подсоединить здание к канализации никак не получалось. Чуть позже одна из организаций–спонсоров согласилась взять на себя часть затрат и выполнить работы по вводу системы водообеспечения в эксплуатацию. Но закупку нужных материалов музей самостоятельно осуществить не мог, поскольку не был определен генподрядчик, — вздыхает Татьяна Лобода.

Уже 9 лет «Белорусская хатка» закрыта на ремонт. Все тот же, капитальный, начатый еще в 2007 году. Но что удивительно: чем дольше здание реставрируется, тем быстрее оно приходит в упадок.

— Разваливается уже то, что было восстановлено, впору начинать новый ремонт. В полах, например, появились огромные щели, прогнили и поломались ступеньки крылечек, на фасаде видны следы разрушения бревен. Кроме того, по–прежнему висит в воздухе вопрос с подключением водопровода. Вести текущий ремонт, пока не завершен капитальный, нет никакого смысла. Более того, нет организаций, желающих исправить погрешности и доделать «недоделки» после уже несуществующих фирм, занимавшихся ремонтом музея ранее, — перечисляет насущные проблемы заведующая.


Генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов уверен: затягивать ремонт дальше — значит окончательно погубить знаковое место.

— Отреставрировать — не построить музей с нуля. Давно уже нужно было сделать все ремонтные работы и благополучно про них забыть. Тем более сумма не настолько огромная, чтобы растягивать эту эпопею на целое десятилетие. В некоторые светские замковые мероприятия денег вкладывается гораздо больше... Неужели в год 125–летнего юбилея Максима Богдановича и 130–летия со дня рождения Змитрока Бядули мы не можем сообща решить эту проблему? Более того, нынешний год объявлен Годом культуры. Так давайте вместе сохраним наше культурное наследие. Я со своей стороны готов подарить музею одну из двух своих работ, посвященных Богдановичу.

Председатель Минского городского отделения ОО «Союз писателей Беларуси» Михаил Поздняков считает, что вопрос о сохранении и скорейшем открытии «Белорусской хатки» общественно значимый:

— На пятом Всебелорусском народном собрании обсуждались в том числе и вопросы сохранения нашего культурного наследия. Президент четко сказал: все озвученные на собрании проблемы будут не просто приняты к сведению, а рассмотрены и решены. Затянувшийся ремонт в «Белорусской хатке» считаю необоснованным простоем музея. Там интереснейшая экспозиция, дом — со статусом историко–культурной ценности. В 2011 году, когда обо мне снимали фильм, я специально выбрал «Белорусскую хатку» местом съемок. Она — часть нашей истории, литературы, культуры.

 

В Министерстве культуры затянувшийся ремонт объясняют отсутствием средств на его завершение. По оценкам специалистов, чтобы закончить все работы, необходим миллиард белорусских рублей (до деноминации. — Прим. автора). Такие цифры приводит заместитель министра культуры Александр Яцко:

— О «Белорусской хатке» мы никогда не забывали, этот вопрос постоянно на контроле. Не так давно была отправлена заявка в Министерство финансов, пока ждем ответа. Если будет выделено хотя бы 50% от запрашиваемой суммы, это уже позволит провести кое–какие работы по восстановлению музея. Надеемся, в третьем квартале 2016 года этот вопрос будет решен окончательно. Сейчас планируем провести тендер на подрядчиков, но обещать открыться к декабрю, к 125–летнему юбилею Богдановича, не буду. Финансовая ситуация сегодня у всех сложная.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 128 (25010). Среда, 6 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter