Это хорошо прослеживается и по средним ценам реализации говядины в полутушах, поставляемой на экспорт. Если продажу этой продукции разложить по гендерному признаку животных (быки и коровы), их качеству и другим характеристикам, то цены по областям будут существенно отличаться. И в этом нет ничего удивительного. Они зависят от многих факторов.
Некоторые из них в статье «Регионы соперничают, валюта утекает» (№ 30 за 14 марта 2017 года) проанализировал доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом экономики отраслей АПК Института системных исследований в АПК Беларуси Михаил Запольский. И показал, сколько валюты недобирают областные компании, когда самостоятельно поставляют говядину на внешний рынок.
Свою точку зрения на выступление ученого высказал в письме в «СГ» генеральный директор Могилевского государственного объединения «Мясомолпром» Андрей Ермалицкий. С выводами Михаила Запольского о ценах реализации говядины в полутушах он не согласен. И вот почему.
АНАЛИЗИРУЯ и обобщая данные, необходимо учитывать не только количество реализованной мясоперерабатывающими организациями говядины в полутушах, но и виды животных, сортность, какой она поставлялась — охлажденной или замороженной. При этом нужно иметь в виду: экспортные цены на быков выше, чем на коров, как и на охлажденную говядину в сравнении с замороженной. Так, в прошлом году цены на мороженую говядину быков варьировались от 200 до 210 российских рублей за килограмм, на охлажденную — от 215 до 225. В то же время на мороженую говядину из коров цены колебались от 165 до 185 российских рублей, на охлажденную — от 180 до 195 рублей.
Сравнивая региональные цены по республике, следует учитывать не только вид, сорт и состояние говядины, но и удельный вес реализации на экспорт быков/коров в общих поставках. Так, у Могилевского и Бобруйского мясокомбинатов в общем объеме поставок говядины на экспорт примерно 90 процентов она из коров. А в мясоперерабатывающих организациях Гродненской области на них приходится около 10 процентов. Такая разница обязательно скажется на экспортной цене реализации. На нее влияют и условия поставки. Так, Могилевский и Бобруйский мясокомбинаты в Российскую Федерацию продают продукцию на условиях FСА. Соответственно, транспортные расходы в цену не включаются. Поэтому все виды экспортной мясной продукции, поставляемой мясоперерабатывающими предприятиями, нельзя объединять в одно понятие «говядина в полутушах». А значит, и делать расчеты средней цены, написал Андрей Ермалицкий.
После такого подробного комментария вряд ли что-то можно добавить или убавить. Гендиректор объединения все разложил по полочкам и показал, как формируется экспортная выручка, какие виды говядины выгодней поставлять и почему, из чего складываются среднестатистические цены на полутуши. Отсюда и соответствующая экспортная выручка регионов за реализуемую продукцию.