Чужим богат не будешь

На рынке непродовольственных товаров в почете по-прежнему импорт, но, похоже, у Минторга наконец-то вызрели грамотные предпосылки для изменения ситуации в пользу отечественного ассортимента

На рынке непродовольственных товаров в почете по-прежнему импорт, но, похоже, у Минторга наконец-то вызрели грамотные предпосылки для изменения ситуации в пользу отечественного ассортимента

Сколько ни повторяй слово “халва”, во рту слаще не станет. Эта поговорка напрямую касается рекламы. Если покупатель приобрел некачественный товар, в следующий раз он предпочтет другого производителя. И наоборот, удачную покупку запомнит и другим расскажет о ее преимуществах. Не по этой ли причине над витринами и стеллажами в наших продовольственных магазинах в отличие от промтоварных гораздо меньше плакатов с призывом “Купляйце беларускае!”? Давно замечено: отечественные продукты пользуются у нас большим спросом. Впрочем, высоко котируются они и в странах СНГ, и даже в дальнем зарубежье.

— Сыровяленая колбаса, сгущенка, сырки глазированные, — диктует по телефону список продуктов живущая уже двадцать лет в Германии подруга, когда я собираюсь к ней в гости. — Если получится, прихвати еще ванильные сушки и зефир в шоколаде. Таким вот образом вкусные белорусские гостинцы обычно “экспортируют” не только те, кто навещает заграничных друзей, но и сами приезжие.

Не тот фасон, не та расцветка

Что же касается непродовольственных товаров, здесь пока не все так радужно. В качестве памятной вещицы европейские туристы, скорее всего, приобретут у нас льняные и керамические изделия или те же продукты, но не повезут домой белорусскую микроволновку или телевизор. Да и мы, приобретая бытовую технику, компьютеры, мобильные телефоны, одежду, зачастую отдаем предпочтение импорту. Это происходит либо потому, что у нас тот или иной товар вообще не выпускается, либо некоторые отечественные товары пока заметно проигрывают по качеству и цене зарубежным аналогам.

Во время предновогодней распродажи в отделе женской одежды одна из покупательниц пожаловалась, что цена на трикотажную кофточку белорусского производства “кусается” даже после скидки.

— Одежды у нас столько, что покупателям не разминуться среди стоек, на которых она развешена, — сетовала женщина. — Но среди этого изобилия очень сложно выбрать что-то подходящее. Даже если фасон понравится, расцветка окажется серой и невыразительной. Иная вещь и модная, и на вид привлекательная, и из натуральной ткани, но размер не тот. “Других таких”, оказывается, “не привозят”. Хочешь не хочешь, направляешься проторенной дорожкой в сторону вещевого рынка.

Спрос и предложение

По данным Белстата, продажа торговыми организациями непродовольственных товаров отечественного производства за первые девять месяцев прошлого года составила 56,3 процента. Остальное — импорт. Статистика показывает, что верхней одежды, трикотажа и обуви от белорусских производителей в магазинах и торговых центрах было куплено значительно больше, чем аналогичных им-портных товаров. Те же, кто при посещении магазинов в чем-то разочаровывался, по-прежнему пользуются услугами рыночных торговцев, мало задумываясь над тем, что под видом известного бренда им запросто могут всучить банальный импортный ширпотреб.

Кстати, среди таких “ходоков” немало молодых родителей. Правда, помимо вещевых рынков за детскими товарами они теперь наведываются в соседнюю Литву или Польшу. Это связано с тем, что наша промышленность пока не производит, например, бутылочки для кормления, пустышки, ходунки, радиоуправляемые, заводные, музыкальные игрушки и многое другое, без чего сложно растить ребенка.

— Питание для дочки я всегда покупаю только в магазинах и только белорусского производства, потому что оно качественное, да и на разнообразие грех жаловаться, — рассказывает моя соседка Татьяна, мама полуторагодовалой дочурки. — А вот такие, казалось бы, простые вещи, как термометр для купания, подогреватель для детского питания и даже “прорезыватель” для зубов — только зарубежного производства, хотя хотелось бы видеть в продаже и отечественные аналоги. Хорошо, что в продаже появились белорусские подгузники. Они на порядок дешевле, а качество не хуже импортного.

Своя ниша

— Производителям такой продукции, как те же подгузники, сегодня нелегко отвоевывать свою нишу на рынке, — говорит начальник управления потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли Нина Пашко. — Тем не менее им это удается. В 2014 году выпуск подгузников планируется увеличить на десять процентов. В этом помогут целенаправленная реклама, грамотно выстроенная система продаж и логистики.

В Минторге также сообщили, что на прилавки магазинов в 2013 году поступило 70 наименований импортозамещающих товаров. Среди новинок — модели LCD телевизоров со светодиодной подсветкой, хлебопечи, аэрогрили, новые ткани, обои. Как выяснилось, импортозамещающие холодильники с системой No Frost в минувшем году значительно потеснили по уровню продаж импортные аналоги.

Появился ряд новинок и в продовольственной сфере, в частности, технологи “Спартака” предложили потребителям отведать батончики из нуги (типа полюбившихся “Марса” и “Сникерса”).

На 2014 год Минторг предложил 360 позиций товаров для освоения их производства в стране. В категории отечественного “дефицита” оказались хозяйственные и канцелярские товары, принадлежности для спорта и отдыха. Пока не производятся у нас карандаши, фломастеры, отвертки, эмалированная посуда, термосы и колбы к ним, как и многое другое.

Есть в списке и такие товары, которые уже выпускаются, но не дотягивают по качеству до импортных. Предлагается, например, “усовершенствовать” соковыжималки, кондиционеры, электроутюги. И это лишь небольшая часть списка.

Как видим, предпосылки для открытия новых пред-приятий по производству недостающих отечественных товаров создаются. Не исключено, что не заставит себя ждать и время, когда у покупателей начнут разбегаться глаза от конкурентоспособных белорусских брендов. Так и хочется постучать по дереву, чтоб не сглазить...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter