Чужие свои

Люблю оригинальность.
Люблю оригинальность. Но недавно поддалась тенденции и увлеклась, как это теперь принято, японским кинематографом. И не боюсь, что этот интерес назовут стадным, потому что японские фильмы последнего времени действительно особые. Их не спутаешь, скажем, с датскими. Впрочем, датчанина Ларса фон Триера тоже финном никак не назовешь. Это обидно для режиссера и для Дании в целом. Фильмы Триера хоть и составляют частицу современного мирового искусства, все-таки прежде всего являются достоянием нации. Размышляя над этим, спотыкаюсь о строчку в одной из российских газет. Популярный артист МХАТа Егор Бероев делится в интервью одной российской газете: "Еще снимаюсь. Фильм называется "Дикий табун", съемки проходят в Украине. Украинский продюсер, двое актеров из России - Гостюхин и я". Может, кто-нибудь знает актера из России Гостюхина? Не иначе, Бероев имеет в виду народного артиста Республики Беларусь Владимира Гостюхина. Раньше на подобную оговорку, пожалуй, никто бы и не обратил внимания. Наоборот, ее даже сочли бы лестной. Помню, некоторое время назад мы еще гордились тем, что наши артисты покоряют московские вершины. Алена Свиридова, Анна Легчилова, Юлия Высоцкая... Разве станет московский журналист отягощать себя уточнением "звезда из Беларуси"? А вот в Голливуде совсем другие нравы. Помните, как сокрушалась американская общественность о том, что национальную героиню Скарлетт О`Хара сыграла англичанка? Арнольд Шварценеггер не скрывает своего австрийского происхождения, а Антонио Бандерас - испанского. Англичанин Сэм Мендес, снявший "Красоту по-американски", получил "Оскара" за режиссуру и оригинальный сценарий. Американская киноакадемия долго пеняла местным режиссерам, что "про свое" без помощи британцев снять не могут. А возможно ли представить себе, чтобы модного Такеши Китано обозвали режиссером из Китая? Ну а назови Митхуна Чакраборти пакистанским идолом, не исключено, что дело может дойти до военного конфликта. Вероятно, актер МХАТа оговорился не случайно. Мы сами виноваты в том, что принадлежать к российской культуре считается более престижным, чем к своей. Бесконечные стоны господ артистов на манер чеховских сестер "В Москву!", жалобы на низкие гонорары и отсутствие шоу-бизнеса сделали наконец свое. А откуда, позвольте спросить, возьмется этот самый шоу-бизнес, если мы сами не хотим его создавать. Хотим российских денег, потому что они легче достаются, а побороться за собственный авторитет - забота кучки фанатиков. Последний пример - группа "Краски", завоевавшая в радиоротации верхние позиции. Солистка коллектива, не стесняясь, говорит о том, что их следующий пункт - Москва. А чего стесняться, если об эфирах на ОРТ мечтают сотни служителей поп-музы? Забота о хлебе насущном - стремление, конечно, не стыдное. Но если сегодня даже не пытаться работать на доброе имя страны, а значит, и собственное доброе имя, то и через 300 лет о нас будут говорить как о младших братьях. Из ничего ничего не бывает. Если вдуматься, то проблема исходит вовсе не из устройства общества, а из устройства самих людей. В Беларуси 10 миллионов жителей. Совсем не малая аудитория для самовыражения. Работают телеканалы, радиостанции и газеты. Театры тоже не закрываются. Снимаются фильмы, и отряды клипмейкеров-промоутеров ширятся день ото дня. Ну чем это не условия для создания национальных культурных ценностей? Чего не хватает нашим мастерам? Очевидно, терпения, самоуважения и понимания, что пресловутые гонорары нужно не просить, а учиться зарабатывать. "Нас не снимают" сегодня уже звучит пошло. Сделайте так, чтобы вас снимали. Я знаю массу позитивных примеров. Иные артисты нынче то и дело выбирают сценарии. Только потому, что потрудились много и хорошо "засветиться". Однако даже и те, кто востребован, мечтают уехать, побыстрее разбазарить в Москве то, что с таким трудом создается. Если так дело и дальше пойдет, увы, следующее поколение тоже не получит от нас естественного стремления уважать самих себя. Ну кто сегодня нам не дает "людьми зваться"? То-то и оно, что мы сами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter