“Чужие песни нет времени петь — хоть бы свои успевать”...

От начала творческого пути Александра Малинина до присвоения ему высокого звания “Народный артист России”, несмотря на то, что он был уже давно популярен и любим, прошло более двух десятков лет. Так что сказать, что взлет певца-новатора, открывшего широкой публике абсолютно новую, оригинальную трактовку многих популярных русских песен и романсов, был стремителен и скор, никак нельзя. Наоборот, все достигнутое — результат титанического труда, повседневных творческих поисков, оригинальных находок. “Поручик Голицын” российской эстрады и сейчас в неустанном поиске. Об отношении к современной эстраде и о многом другом наша беседа .
— Как вам нынешняя Беларусь?
— Когда я слышу это название, у меня почему-то возникают ассоциации с чем-то светлым, чистым, порядочным.
Хотя, признаюсь, часто очень трудно составить какое-то впечатление о городах, где бываешь с гастролями. По большей части артисты видят их из окон автомобиля, судят по местным аэропорту или железнодорожному вокзалу, по гостинице, где приходится останавливаться. А далее события развиваются по одному и тому же сценарию и очень стремительно: побриться, помыться, почистить перышки — и на сценическую площадку. Только настроишься — уже концерт. А после выступления, как правило, либо опять в гостиницу, либо на вокзал.
Не знаю, может быть, у кого-то больше времени, чем у меня, и он может любоваться местными красотами. Но я очень тщательно настраиваю инструменты и аппаратуру перед концертами, это требует существенных временных затрат. Ведь пою только “вживую”.
Открою еще один свой секрет: люблю “сольники” и не люблю работать в так называемых сборных концертах. Потому что на мой концерт приходит только моя публика — те, кто идет специально “на Малинина”. В сборных же представлениях аудитория разношерстная. И каждый раз приходится доказывать ей, что ты, в общем-то, парень не простой, достойный уважения, аплодисментов и криков “браво!”. Вот последний сольный концерт в Минске прошел просто замечательно.
— Ваш старший сын пошел по стопам отца. Он уже успел показать, что талантлив, у него большое будущее на эстраде. От чего бы вы его предостерегли или уже предостерегали в начале его звездного и очень трудного пути?
— Оберегать, предостерегать... Знаете, пока человек сам не наступит на грабли, он будет знать о них лишь то, что это некий инструмент для сгребания. И не будет понимать, что они могут еще и в лоб дать. Как только один раз получил — второй раз наступать поостережешься. Поэтому каждый должен пройти через какое-то испытание, через какую-то боль для того, чтобы больше понять.
Ну, как можно маленькому ребенку объяснить, чтобы он не совал пальчики в розетку, потому что может ударить током? Он сразу же спросит: а что такое ток? Вот и поди объясни мальцу, что такое ток... А ударит — и сразу наступит понимание, и объяснять не понадобится.
У меня сначала были попытки воспитывать сына, жестко давить на него, что-то навязывать. Потом понял, что бесполезно: он очень самостоятельнй. И найдет свою нишу. Уверен в этом, потому что сын действительно талантлив. Кажется, даже более талантлив, чем я. Он заявил о себе значительно раньше, чем я, — в 23 года. Мне же было уже 30. Уже был какой-то жизненный опыт, опыт работы в ансамблях, на сцене, гастрольный опыт. Разница и в том, что я приехал “Москву покорять” в одних джинсах и свитере, а он родился москвичом.
— А где те “грабли”, на которые вы наступили?
— Всю жизнь мне попадаются на пути грабли, и все время я на них наступаю. И даже на те же самые. Не хочу конкретизировать. Уже вышел из того возраста, когда откровенно рассказывал, как мне было плохо, что сделал неправильно. Сейчас я мало откровенничаю.
— Как вы вообще относитесь к инкубации талантов при том, что талант — явление штучное?..
— Если вы о “Фабрике звезд”, то тут ни о какой инкубации и речи быть не может. Во-первых, ее участники далеко не все талантливы и достойны называться “звездами”. Говорю это как профессионал, а не потому, что там участвовал мой сын. “Фабрика...” — всего лишь один из проектов шоу-бизнеса, принесший серьезные деньги его устроителям. И давайте исходить из последнего: здесь никто не обеспокоен поиском талантов. Главное — зарабатывание денег. Поэтому порой жалко “фабрикантов”, которым сначала дали надежду, а потом отняли ее.
С другой стороны, молодые получают серьезный жизненный урок, приближающий к пониманию, что не все так просто в этом мире, что надо за свои интересы бороться. Будешь бороться, будешь трудиться — чего-то достигнешь.
— Что можете сказать о нынешней молодежной песне?
— Тут мнение неоднозначное: кое-что нравится, кое-что нет. Бывают очень удачные вещи, которые быстро становятся популярными. Получается своеобразное “попадание в цель”. А по большей части все, что делают сейчас молодые, скучная, бездарная, трехаккордная музычка на современных ритмических основах.
Для молодежи есть хороший пример: школа западной музыки. Почему-то она не особо почитается. По всей видимости, авторы и исполнители следуют принципу: чего народ хочет, то ему и дают. Для меня такой подход непонятен. Хотелось бы и гармонии поинтереснее, разнообразнее, выразительнее, и хорошей вокальной школы. Без последней у исполнителей нет будущего, потому что без настоящей вокальной школы долго не продержишься. Поэтому надо учиться. А вот учиться молодым как раз и некогда: надо деньги зарабатывать.
— Что для вас настоящий шлягер?
— Шлягер, полагаю, это некий музыкальный продукт, который должен остаться хотя бы в нынешнем столетии. Могу сказать, что мне не стыдно за песню “Берега”, которая в моем репертуаре. Надеюсь, она будет жить долго, как и другие, которые пою. А что касается настоящего шлягера, появившегося в последнее время, ну, не знаю... Многие песни не одного месяца, но и не более чем “годовалые”. И вряд ли составят золотой фонд нашей культуры. На таком уровне, как, скажем, романс “Гори, гори, моя звезда”, ничего пока нет.
— А не хотелось ли спеть что-нибудь из репертуара западных исполнителей?
— Все спеть невозможно. За годы на эстраде у меня сложился немалый свой репертуар. Даже последняя программа включает сорок вещей. Столько в одном концерте спеть невозможно. Исполняю максимум двадцать восемь — тридцать песен. Чужие песни нет времени петь — хоть бы свои успевать...
— Александр, ваши младшие дети уже как-то себя проявляют?
— Да. Берут уроки скрипки, занимаются спортом. Их тренирует тренер по пятиборью. В четыре года они уже бегали пять километров на лыжах. Можете себе представить?! Взрослому человеку и то преодолеть такую дистанцию непросто. Но тренер говорит, что это не предел, что нагрузки будут возрастать.
Конечно, ребята переносят их по-разному. Фрол, как настоящий мужчина, не подает виду, что тяжело. А Ксюшенька может упасть в снег, лежать и говорить: “Ну что, здесь не найдется ни одного мужчины, который мне подаст руку?..” Сейчас им по пять лет.
— А как вам удается поддерживать превосходную форму?
— В последнее время я не переедаю, стараюсь держаться диеты, хотя на гастролях это очень сложно. Бывает, хочется поесть, а под рукой ничего существенного не оказывается. Тогда в ход идут бутерброды — самое простое блюдо. А так обычно хлеба не ем вообще. Еще сказали, что некоторые продукты, например ананасы, пиво, мне противопоказаны, их есть нельзя.
— Понятно, что гастроли отнимают очень много времени. Но если выпадают свободные минуты, чем они заняты у вас?
— Бильярдом. Это любимая игра. А среди увлечений на первом месте мотоцикл. Погонять с ветерком — что может быть лучше?! У меня два великолепных мотоцикла: “Харлей” и “Ямаха”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter